Храм святых Ольги и Елизаветы

Неоготический костел, отличающийся высокими башнями с острыми шпилями, является визитной карточкой Львова. Построенный по проекту Теодора Талевског. К его созданию причастны известные архитекторы, скульпторы и художники. Решением Львовского облисполкома №130 от 26.02.1980 г. бывший костел cв. Елизаветы включен в местный реестр памятников под ох.№146-М. В 1991 году храм передали греко-католической общине.

История

1904-1911 гг. – строительство храма.
1914-1915 гг. – реквизированы 3 колокола и медная кровля, устроена кровля из папы.
1918-1919 гг. – разрушенные фасады.
1926 – устроено орган, изготовлено необароковый амвон (скульп. Петр Войтович и Л.Репиховський).
1930 – устроено главный алтарь.
1933 – устроены витражи.
1935-1936 гг. – построение крипты, покрытие крыш медной жестью.
1939г. – повреждения шпилей, витражей и стен авиабомбой.
1962 – срезанный крест с часовой башни.
1980-е гг. – шпили храма заново перекрыли медной жестью.
1992 – начало ремонтно-реставрационных работ: полностью перекрыта крыша, застекленные окна, побеленные стены в интерьере, замена Менсы на престол, воспроизведено 10 скульптур апостолов.
1994 – установлен крест на часовой башни.
1996-1998 гг. – выполнены витражи в алтарной части (Валерий Шаленко).
2003 – устроена металлическая ограда вокруг храма.
2007 – устроено обогревательный контур в полу.
2008 – настил новой керамической плитки, ремонтно-реставрационные работы крыш, фасадов (восстановлено оконные розетки, реставрирован декоративные каменные элементы).
2009-2011 гг. – ремонтно-реставрационные работы на уровне верхнего яруса часовой башни с воспроизведением утраченных элементов, обустройство сутерена и помещений в башнях под классы, ремонт всех лестничных клеток и каменных лестниц, ведущих к главному входу в храм.

Идея возведения костела св. Елизаветы во Львове созрела в конце XIХ в., вскоре после трагической гибели австрийской императрицы Елизаветы, известной как Сиси. Он планировался как приходской храм западного пригорода, который тогда интенсивно строился.

По замыслу католической власти, костел святой Елизаветы, в противовес кафедры святого Юра, должен был подчеркнуть польскость Львова. Сразу было определено посвящение храма св. Елизавете Венгерской, опекунше императора, а также в честь его жены Елизаветы Баварской. С целью создания лучшего проекта 5 марта 1902 года был объявлен конкурс. Общая стоимость строительства не должна превышать 700 000 золотых гульденов. В эту сумму не входило благоустройство участка и обустройство интерьера. Средства на строительство собрали благотворительными взносами львовских железнодорожников.

Костел планировали выдержать в стиле познероманской или раннеготической архитектуры и построенный из камня и кирпича с открытой кладкой, и рассчитывался на 2200 человек, в том числе 500 мест сидячих.

В конкурсе приняли участие 19 проектов, из которых лучшим жюри признало проект под девизом “Трио”, автором которого был профессор Львовской политехники Теодор Талевский, ученик арх. Юлиана Захаревича. Строительство костела проводила фирма инж. Кароля Рихтмана под наблюдением Яна Новориты. В сентябре 1904 года начали рыть фундаменты, а 15 октября 1905 года архиепископ Бильчевский заложил краеугольный камень с основополагающим актом. Возведение стен продолжалось до августа 1908 года. В 1908-1911 гг. фирма Франциска Бжозовича покрыла крыши костелу, а в 1910 году были установлены три колокола работы фирмы Фельчинських. В феврале 1911 года фирма Антония Барщевского начала мощения пола. Каменные оконные заполнения с масверками выполняли мастера из Дэмни (около Николаева над Днестром) во главе с Яковом Миханивом; стеклянные оконные заполнения и рамы изготавливали в мастерской Феликса Гретчела во Львове. Большое внимание было уделено скульптурной отделке фасадов и каменной резьбе экстерьера и интерьера. В декорировании костела принимали участие такие известные львовские художники, как живописец Казимир Сихульский, скульптор. Петр Войтович, Тадеуш Блотницкий, арх. и скульптор. Янина Райхерт-Тот, Людомила Дюркович, Юзеф Шостакевич, Вавжинець Дайчак, Ядвига Городиская. Освящение костела состоялось 22 октября 1911 года, а работы над устройством интерьера еще продолжались. Расходы на строительство храма составили 1 млн. 544 тыс. 378 крон, что почти вдвое превзошло предварительно запланированную сумму.

Во время Первой мировой войны были реквизированы 3 колокола и медная бляха, которую заменили папой. Только в 1913 году руководство строения получило разрешение на строительство помещений, в которых должны были изготовить алтари для костела вместо первоначально установленных временных. В 1926 году в храме установили один из крупнейших органов в тогдашней Польше, работы известной фирмы братьев Доминика и Вацлава Бернацких. В 1930 году на месте временного главного алтаря был установлен новый мраморный в стиле Ар Деко, авторами которого были арх. Людомила Дюркович и Юзеф Шостакевич и скульптор. Янина Райхерт-Тот, выпускница Львовской художественно-промышленной школы и Краковской академии искусств. Ей принадлежат скульптуры святых Елизаветы и Станислава, а также ангелов из искусственного камня. Алтарь изготовили на фабрике Чарторыйских в Журавном. В 1926 году скульптор Петр Войтович и Л.Репиховский изготовили необароковый амвон (сохраненный). В 1933 году по проекту Вавжинця Дайчака фирмой Зиленских были устроены орнаментальные витражи (утрачены). В 1935-1936 гг. построили крипту, крыши костела были заново покрыты медной жестью. Тогда же планировалось на площади возле костела свести приходской дом и бурсу, но дальше проектов дело не пошло.

Во время бомбардировки Львова в 1939 году рядом с храмом разорвалась авиационная бомба, повредив шпили и стены. Последняя Служба Божья состоялась в костеле в мае 1946 года, после чего его закрыли. В советский период использовали как склад. В 1962 году с башни костела был срезан крест. В 1991 году храм передали греко-католической общине и освятили как церковь Святых Ольги и Елизаветы. Настоятелем стал о. Михаил Федоров, при котором в 1992 г. началось интенсивный ремонт храма. Полностью перекрыли крыши, застеклили окна. Во время реконструкции демонтировали также латинский престол, заменив его греко-католическим. Дипломники колледжа им. И.Труша воссоздали 10 скульптур апостолов (2 сохранились). 19 мая 1994 года на часовую башню вернули крест, который изготовили на львовском локомотивно-ремонтном заводе (вес креста 400 кг). Восстановительные работы в интерьере продолжались до 1995 года. В 1996-1998 гг. витражи алтарной части сделал Валерий Шаленко. В 2000-2003 гг. территорию храма огородили кованой железной оградой, изготовленной рабочими упомянутого завода. В храме по сей день ведутся ремонтно-реставрационные работы. В течение 2005-2011 гг. устроено обогревательный контур в полу (2007 год); выложен керамической плиткой пол (2008 год); проведен ремонт крыш; осуществлен ряд ремонтно-реставрационных работ экстерьера: восстановлено оконные розетки, заменены старые оконные рамы на стеклопакеты; проведена реставрация декоративных каменных элементов, воспроизводятся утраченные элементы. В последние годы обустроены сутерена и помещения в башнях под классы, отремонтированы все лестницы, в том числе металлические винтовые в башнях и каменные, ведущих к главному входу в храм.

Храм святых Ольги и Елизаветы во Львове

Костел является активной доминантой не только в застройке западной части города, но и в формировании его пейзажа.

Храм возведен в стиле неоготики, отличается высокими башнями с остроконечными завершениями, большими стрельчатыми окнами с масверками, характерными для готики пинаклями и окнами-розетами. Построенный из кирпича на каменном фундаменте, с использованием белокаменных и формируемых с романцемента деталей. Габаритные размеры – 70,75х32,6 м. Высота под конек крыши – 24,65 м, высота башен западного фасада – 48,4 м, главной башни – 71,5 м.

В планировочно-пространственной структуре костел – трехнефная базилика с трансептом, алтарем и нартексом. Алтарная часть двудольная, завершена полукруглой апсидой, опоясана галереей, с обеих сторон примыкают полукруглые в плане захристии. Нартекс фланкируют прямоугольные в плане башни. По периметру стены укреплены контрфорсами, завершенными фиалами с крабами и крестоцветом. С северной стороны к трансепту прилегает 85-метровая шпилевая трехъярусная башня с часами (упущенная), с фигурой св. Елизаветы на северо-западной грани.

Фасады с открытой кладкой, цоколь и углы подчеркнуты белокаменными блоками; каменными также отдельные конструктивные элементы в интерьере. Главный, западный фасад – трехдольный, с двумя высокими башнями, которые завершены стремительными шпилями и увенчанные крестами. Центральная, боковая часть акцентирована окном-розетой в перспективной оконной нише и перспективным стрельчатым порталом главного входа, каждый уступ которого декорирован колонками с капителями в виде листьев и плодов каштанов. Порог украшенный пинаклями с фиалами и монументальной композицией “Распятие с предстоящими” (скульптор Петр Войтович).

Большие стрельчатые окна и окна-розетки на главном фасаде и в трансептах декорированные масверком в виде трифолия, квадрифолия, шестилистников и “рыбьего пузыря”. Башни декорированные пинаклями с крабами и крестоцветном, со смотровыми балконами с каменными ажурными парапетами, украшенными масверком вроде “рыбьего пузыря”.

Интерьер костела раскрыт в глубину, центральный неф перекрыт звездчатым сводом, боковые нефы – крестовыми, алтарная часть – сплоченная сводом. Все своды нервюрные. Нефы разделены пилонами в виде пучков колонн с капителями в виде листьев каштана. Арки между пилонами – стрельчатые, с профилированными архивольтами. При западной стене над нартексом устроены широкие хоры (орган потерянный) на четырех колоннах, между которыми четыре небольшие колонки из красного мрамора. На колоннах устроены чаши из белого мрамора. На карнизах столбов со стороны нефа были размещены скульптуры Христа и Богородицы, теперь на этом месте рельефные изображения ангелов с трубами. Парапет хоров – деревянный, оживленный ритмом арок с масверками. На хоры ведут металлические винтовые лестницы в башнях. В устройстве интерьера доминирует мраморный главный алтарь.

Костел относится к величайшим храмам Львова.

Церковь св. Ольги и Елизаветы (бывш. Костёл св. Елизаветы) Храм святых Ольги и Елизаветы во Львове – история, фото, отзывы

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X