Путешествие Львовом с Леонардом Маркони

6 октября прошло 180 лет со дня рождения знаменитого львовского скульптора и архитектора, профессора Львовской политехники Леонарда Маркони (Leonard Marconi, 1835-1899).

Его бюст сохранился на одном из известных львовских зданий. В 1901 году фирма Ивана Левинского построила новый отель по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. Это отель “Жорж” на пл. Мицкевича. Четырехэтажное неоренессансное здание отеля украшают аллегорические скульптуры Европы, Азии, Америки и Африки, установленные в крыле, и барельеф Св. Юрия (Жоржа-Георгия) над главным фасадом авторства Антония Попеля по эскизам его учителя и тестя, скульптора и архитектора Леонарда Маркони. Профессор не дожил до постройки нового здания «Жорж», где почтили его память: статуя, символизирующая Европу, держит в руках скульптурный бюст Л.Маркони.

статуя, символизирующая Европу, держит в руках скульптурный бюст Л.Маркони

Леонард родился в Варшаве, куда его отец, скульптор Ферранте Маркони, переехал в 1828 году из Италии. Леонард после учебы в 1859-1862 годов в Академии Св. Луки в Риме (за рельеф “Прощание Св. Петра с Павлом” получил там золотую медаль) и работы в Варшаве перебрался в 1874 году во Львов – на кафедру рисунка и моделирования Технической академии (теперь НУ “Львовская политехника”). Эту кафедру Л.Маркони возглавлял с 1877 года до самой смерти. Воспитал известных в будущем скульпторов, среди которых Антоний Попель, Петр Герасимович, Петр Войтович, Михал Созанский. В 1880 году Маркони получил официальное разрешение на выполнение скульптурных работ и создал много аллегорических произведений, занимался отделкой как интерьера, так и экстерьера зданий. Кроме этого, он занимался промышленным освоением залежей алебастра в с. Берездовцы.

ратуша

Пройдемся по львовским улицам – местами жизни и творчества Маркони. Начнем от центра города. Над порталом главного входа во Львовскую ратушу перед приездом императора Франца Иосифа в 1880 году установили скульптурную группу с аллегориями “Гостеприимства” и “Патриотизма” (женщина в центре с поднятыми руками) авторства Леонарда Маркони. Сменилась власть, и в 1928 году убрали австрофильские аллегории скульптора.

Апостол Симон

В 1890-1896 годах Л.Маркони изготовил пластическое убранство Преображенской церкви во Львове на улице Краковской, 21. Он создал каменные скульптуры 12 апостолов под куполом и выполнил фриз с позолоченных гербов крупных галицких городов.

Гербы Перемышля и Львова в фризе Преображенской церкви

Выйдем на нынешний проспект Свободы к зданию Национального музея им. Андрея Шептицкого. Когда-то здесь был Городской музей художественного промысла, созданный в 1874 году по инициативе архитектора Юлиана Захариевича. Сначала он находился в ратуше, затем – в Мещанской бойнице на ул. Курковой, а в 1888 году совет города выделил под строительство музея незастроенную часть площади Каструм. Строительство финансировала Галицкая Сберегательная Касса. Объявили конкурс на строительство здания музея, в котором победил профессор Политехнической школы Густав Бизанц. Но архитектурный проект здания разрабатывался под руководством члена жюри конкурса, архитектора Юзефа Каэтана Яновского, который использовал основные идеи конкурсного проекта Леонарда Маркони, занявшего третье место.

Галицкая Сберегательная Касса

Скульптор Л.Маркони не имел архитектурного образования и концессии строителя, поэтому заключил сначала союз с Яновским, который впоследствии был разорван. Л.Маркони до самой смерти (1899) судился с Яновским, обвиняя того в плагиате. Причастным к реализованному проекту музея считают также ассистента Яновского, Евгениуша Весоловского. Руководство строительными работами вел Эдмунд Жихович. Отделка фасада и интерьеров осуществляли частично по проектам Л.Маркони.

В 1951 году остатки сборников перенесли в Музей этнографии и художественного промысла (теперь пр. Свободы, 15), а в доме на пр. Свободы, 20 в следующем году открыли Львовский филиал Центрального музея В.И.Ленина (Москва). Для этого было уничтожено почти все убранство фасада.

На нынешнем проспекте Свободы, 15 в 1889-1891 годах по проекту Юлиана Захариевича построили в стиле “питтореск” (одно из направлений позднего живописного историзма) сооружение Галицкой сберегательной кассы. Это роскошное здание украсил своими скульптурами Леонард Маркони. Одну из скульптурных групп, под самым куполом, – с факелом в руках и звездным венцом над головой, называют часто “львовской статуей Свободы”. Хотя эта фигура и была создана под влиянием известной статуи Ф.О.Бартольди “Свобода”, установленной в 1886 году в устье Гудзона (Нью-Йорк), в действительности она должна была символизировать “Бережливость”. Рядом – аллегорические статуи “Промышленность” и “Земледелие”.

львовская статуя Свободы

Мастерские скульпторов Леонарда Маркони и Петра Герасимович создали также рельефы, расположенные под окнами второго этажа. Они символизируют: Бережливость Предпринимательство, Искусство, Земледелие, Театр, Инженерию, Транспорт.

Если внимательно присмотреться, между лавровым ветвями увидите собачью морду
Если внимательно присмотреться, между лавровым ветвями увидите собачью морду

Стоит посмотреть и на изготовленные этими двумя скульптурами рельефы над порталами дверей в вестибюле. Некоторые из них весьма остроумные, например, собачья голова над входом в комнату портье. Слева от портала главного входа была установлена в 1891 году на фасаде еще одна работа Л.Маркони – барельефный портрет Юлиана Захариевича.

Барельеф Юлиана Захариевича
Барельеф Юлиана Захариевича

Рядом, под №13 построили по проекту Эразма Грамматика в стиле барокко четырехэтажный “Гранд-отель” (1892-1893). После смерти архитектора строение завершили Зигмунт Кендзерский и Леонард Маркони, который также создал скульптуры атлантов над главным входом. Тогда это был самый шикарный отель в Львове.

Гранд-отель

На сегодняшней ул. Сечевых Стрельцов, 3 построили Дирекцию Железной дороги. Над окнами второго этажа на сандриках помещены символические скульптурные группы, символизирующие: Механику (слева, с регулятором паровой машины), Электричество и Телеграф (в центре, с фрагментом опоры с двумя изоляторами) и Инженерии. Рядом расположены сложные барельефы с железнодорожным оборудованием, среди которого можно увидеть и “башмаки” для остановки вагонов. А сверху всю это “махину” охраняют маскароны львов.

ул. Сечевых Стрельцов

Под ренессансным фронтоном, что завершает колоннаду, видим римские цифры MDCCCLXXXVII, которые информируют о годе завершения строительства – 1887. Над фронтоном, в котором ранее был двуглавый орел – герб императорско-королевской Австро-Венгрии, возвышается скульптура Гермеса-Меркурия на колесе с поднятой левой рукой. Эта фигура высотой в 3,5 м символизировала динамику железнодорожного движения. Автором скульптурного убранства фасада был Леонард Маркони. Ему также принадлежат проекты отделки лестничной клетки, вестибюля и коридоров.

По инициативе Благотворительного фонда “Сохранение историко-архитектурного наследия Львова”, возглавляемого Андреем Салюком, в 2010 году была начата акция “Спасти Меркурия!”. Через два года фигуру Меркурия было восстановлено.

ул. Гребенки, 8

Оригинальным декором выделяется дом по ул. Гребенки, 8, построенный в 1892 году по проекту Эразма Гарматника, в скульптурном убранстве которого участвовала мастерская Леонарда Маркони. Над крылом этой дома выступает голова вепря. В скульптурном декоре дома использовано также горельефы с изображением головы Меркурия.

Спаренный дом с двумя воротами и боковыми ризалитами по ул. Лепкого (Браеривськой), 10-12 построен в 1880-х годах в стиле историзма. Он украшен скульптурами, барельефами и маскаронами авторства Леонарда Маркони. Среди них привлекает внимание скульптура женщины с лирой.

ул. Лепкого

Изысканный декор на античные темы работы Л.Маркони украшает дом №6. Над воротами видим две крылатые фигуры, символизирующие Музыку и Скульптуру. А в широких сенях привлекают внимание медальоны с барельефами на античные сюжеты.

Фасад угольного дома на ул. Лыстопадового Чину, 14 построен в 1880 году по проекту Владислава Галицкого, украшенный бюстом бывшего патрона улицы – Адама Мицкевича, изготовленного скульптором Леонардом Маркони.

ул. Гоголя

Каменный дом под №8 на ул. Гоголя построили в 1873-1876 годах по проекту архитектора Эммануила Галле. Здесь жил первые несколько лет во Львове скульптор Леонард Маркони, который считается автором скульптур атлантов, украшающие этот трехэтажный дом. Владельцами дома были графские семьи Лосей и Дунин-Борковских, чьи гербы украшают фасад дома.

Листопадового Чину

На углу улиц Лыстопадового Чину, 11 и Олексы Новакивского привлекает внимание живописный дом из красного кирпича под цветной черепицей. Он построен в 1889 году строителям Иваном Левинским по проекту Юлиана Захариевича для виллы художника Яна Стыки, одного из создателей “Рацлавицкой панорамы”. В краеугольной ниши была статуя Божьей Матери, изготовленная по модели Леонарда Маркони на фабрике Ивана Левинского. В советское время скульптуру уничтожили. В 2010 году на ее месте установили фигуру Божьей Матери работы скульптора Романа Петрука.

Леонард Маркони принимал также участие в скульптурном убранстве лестничной клетки и фасада здания сейма (ныне главного корпуса Львовского университета, 1878-1881).

Соломии Крушельницкой

Улицу Крашевского (ныне Соломии Крушельницкой) застроили в 1878-1894 годах престижными эклектическими домами по проектам архитекторов Альфреда Каменобродского, Зигмунда Кендзерского, Михала Ковальчука, Людвика Рамулта и Альбина Загурского. Фасады нескольких домов украшают скульптуры Леонарда Маркони (в частности, №1 и №23).

Политехника

А 1 октября 1877 года в новом корпусе Львовской политехники начался первый учебный год. На фризе под карнизом Главного корпуса Политехники изначально была латинская надпись: Franciscus Josephus, Austriae Imperator AD 1877 («Франц Иосиф, Австрийский император, года Божьего 1877»). С изменениями власти менялась и надпись. Сейчас здесь видим: «Университет “Львовская политехника”». Завершает ризалит аттик с латинским девизом “Litteris et artibus” (“Наукам и ремеслам”). Над ним установлена ​​скульптурная группа работы профессора рисунка и моделирования Львовской политехники Леонарда Маркони, изображающая Инженерию, Архитектуру и Механику.

На площадь Св. Юра выходит фасад корпуса химических лабораторий, расположенного позади Главного корпуса. В 1876 году по проекту Ю.Захариевича построили двухэтажный дом. На фасаде и в интерьере установлено рельефы авторства Л.Маркони.

Под №11 на ул. Русовых стоит повернутая тыльным фасадом к ул. Антоновича вилла Леонарда Маркони, построенная по его собственному проекту. От виллы маэстро можно было бы ожидать большего. Но не забывайте, что строилась она в 1878 году на сельской окраине города, а теперь оказалась на перекрестке подвижных магистралей, пережив несколько перестроек. Со времен Маркони остался разве что фасад, обращенный в сторону бывшего сада.

При своей фабрике на нынешней улице Генерала Чупринки Иван Левинский еще в 1880-х годах открыл мастерские по обработке керамики, дерева, металла и отдельные подразделения декоративно-прикладного искусства (витражное, живописи). С предприятиями И.Левинського сотрудничали выдающиеся художники и мастера: Леонард Маркони, Юлиан и Альфред Захариевичи, Модест Сосенко, Алексей Новаковский, Иван Труш, Александр Лушпинский, Фаддей Обминский, Ян Томаш Кудельский, Лев Левинский, Юлиан Данькевич, Михаил Стефанивский, Эдвард Ковач, Михаил Бойчук, Михаил Гаврилко, Михаил Паращук, Роман Левандовский, Григорий Кузневич, Фелимон Левицкий, Елена Кульчицкая, Мариан Ольшевский, Станислав Дембицкий, Михаил Галибей и многие другие.

Для Галицкой краевой выставки Л.Маркони создал в 1894 году скульптуры электрического цветного фонтана на верхней террасе Стрыйского парка.

улица Ивана Франко, 117

На улице Св. Софии, 29 (ныне улица Ивана Франко, 117) на фасаде виллы Давида Шварцвальда Л.Маркони изготовил в 1897 году фигуру Божьей Матери с Младенцем Иисусом.

Ниже, над входом в трехэтажный чиншевый дом при ул. И.Франко, 104 (Св. Софии, 20), декорированный в необароковом стиле, установлен бюст Адама Мицкевича, созданный в 1898 году Леонардом Маркони.

С Л.Маркони связан и дом на нынешней улице Ольги Кобылянской, 1. В 1880-х годах сюда, в приходской участок бывшего костела Св. Марка была перенесена с улицы Св. Николая Краевая школа лесного хозяйства. Дом для нее построили по проекту архитектора Бруно Бауэра. Рядом создали небольшой дендрарий (арборетум). Это была трехклассная профессиональная школа. Первым ее директором был Генрик Стшелецкий. Рисунок и скульптуру в школе преподавал Леонард Маркони. Сейчас здесь работают кафедры экологии и ландшафтной архитектуры Национального лесотехнического института.

В доме на улице Зибликевича, 8 (теперь ул. Франко, 28), построенного в 1899 году по проекту Анджея Голомба, жил архитектор Эдмунд Жихович (1870-1924). Два этажа этого дома занимал частный девичий лицей им. Адама Мицкевича, которым руководила жена Жиховича – Ольга, дочь известного скульптора Париса Филиппи. Она была владелицей дома. Этот лицей был старейшим в городе учебным заведением, где девушки получали среднее образование. Его основала в 1851 году Фелиция Василевская. Фасад дома по сей день украшает скульптура Адама Мицкевича – в нише на 2-м этаже. Ее автором считают Леонарда Маркони.

 Александр Фредро

На небольшой площади, которая когда-то называлась Академической, на месте нынешнего памятника Михаилу Грушевскому когда-то так же сидел Почетный гражданин Королевского столичного города Львова, поэт и драматург, дед Романа Марии (Андрея) Шептицкого, граф Александр Фредро (1793-1876). После Второй мировой войны памятник работы Леонарда Маркони отправился во Вроцлав, где его установили перед ратушей.

Мещанское касино (теперь проспект Шевченко, 13) построили в 1874-1876 годах по проекту Людвика Вежбицкого. Здесь устраивали балы и забавы. А в будни «ходили на газеты» львовские интеллигенты. В коммунистические времена здесь был Дом политпросвещения, а в 1990-х находился Народный рух Украины и другие общественные организации. Теперь здесь областная библиотека. Когда-то вход в касино украшали две женские скульптуры авторства Леонарда Маркони, которые можно увидеть на старых фотографиях.

дворец Справедливости

Дворец Справедливости (центр судебной власти) построили в стиле неоренессанса по проекту Францишка Сковрона в 1891-1896 гг. Фасад этого здания занимает почти половину нечетной стороны улицы Князя Романа (около 160 м) и имеет три ризалиты. Центральный ризалит завершенный скульптурной группой «Триумф Правосудиея» авторства Леонарда Маркони. На боковом фасаде со стороны пл. Галицкой были установлены женские скульптуры «Правосудие» и «Законодательство» (скульпторы Л.Маркони и А.Попель), которые не сохранились.

Трехэтажные дома №2 и №4 на улице Ивана Франко соорудили в 1883 году в стиле историзма по проекту архитекторов Винцента Равского-младшего и Игнатия Виняжа. На фасаде «двойки» видим пилястры, маскароны, арабески и две женские фигуры авторства Леонарда Маркони, которые держат гербовый щит. В 2015 году эти фигуры были восстановлены. К этой акции причастен львовский фотограф С.Смирнов.

Рядом – угловое здание, которое должно было иметь адрес пл. Соборная №4, а имеет взамен адрес ул. Винниченко, 1. Его украшала фигура Божьей Матери работы Леонарда Маркони, которая уничтожена в большевистские времена.

ул. Винниченко, 1

Новое здание для Цисарско-королевского наместничества построили в 1877-1880 годах по проекту архитекторов Феликса Ксенжарского и Сильвестра Гавришкевича. Скульптурное убранство, лестничные клетки и интерьеры наместничества проектировал Леонард Маркони. Фасад дома украшал тогдашний герб королевства Галиции и Владимирии – галка (кавка), также называли его “Дворец под кавками”. Сейчас в этом доме на Винниченко, 18 находится руководство Львовского областного совета и облгосадминистрации.

Л.Маркони считается автором скульптур на фасаде дома №28 на улице Чернецкого, нынешняя Винниченко (1880 год, архитектор Михал Фехтер).

В 1889 году по проекту Юлиана Захариевича завершено строительство костела Святейшего Сердца Иисуса (теперь ул. Лысенко, 43). Главный алтарь, который подарила графская семья Лихтенштейн из Вены, выполнила из местного мрамора и алебастра Фабрика изделий из камня Леопольда Шимзера по проектам Л.Маркони.

ул. Смольского

Он стал также автором скульптур на фасаде дома №8 на улице Гротгера (ныне Смольского). Глиняные модели этой скульптурной группы были проданы автором для получения средств на благотворительность.

могила Леонардо Маркони

Умер Леонард Маркони в Львове 1 апреля 1889 года в собственной вилле на нынешней улице Антоновича. На могиле Л.Маркони на поле 57 Лычаковского кладбища установлен интересный памятник, выполненный в эклектичном стиле, с резным барельефом головы скорбной Божьей Матери.

Рядом с могилой учителя – последнее прибежище знаменитого ученика и родственника Л.Маркони, Антония Попеля (1865-1910) – известного скульптора-монументалиста.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

Категории: Статьи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X