Оперный театр

Дом Львовского государственного академического театра оперы и балета им. Соломии Крушельницкой построенный в 1897-1900 гг. по проекту архитектора Зигмунта Горголевского. Возведенный в стиле историзма в духе так называемого “венского неоренессанса”. Монументальное здание театра заняло ключевое место в архитектурном ансамбле главного проспекта города, созданном в конце XIX – нач. ХХ в.

История

12 июля 1895 года магистрат г. Львова объявил конкурс на проект нового театра, но из-за суровых условий конкурса конкурсного комитета в указанный срок – 1 января 1896 года – поступило только два проекта. Первую премию получил проект “Ludendo monet” архитектора Зигмунта Горголевского, вторую – проект “Justitia” Яна Завейского.

Оба архитекторы получили дополнительное время, чтобы доработать свои проекты (до 30 апреля 1896 года). Окончательную победу одержал Зигмунт Горголевский, в то время директор Львовской высшей художественно-промышленной школы. По его проектам позже было выполнено много элементов внешнего и внутреннего убранства здания театра. В 1901 году за этот проект Зигмунта Горголевского отметили орденом Железной Короны III класса. Непосредственным его помощником был архитектор Ян Новорита.

Театр был построен в течение 1897-1900 гг. Для заложения фундаментов будущего сооружения архитектор предложил изменить русло Полтвы, которая тогда протекала под улицей со стороны нынешнего театра им. Марии Заньковецкой и под пл. Резни.

Надзор за всеми строительными работами осуществлял Комитет построения театра во главе с тогдашним президентом города Годзимиром Малаховским. В его состав входили вице-президенты Львова Михал Михальский и Станислав Цюхцинский, которые ежедневно приходили на строительную площадку; а также члены Городского совета: архитекторы и строители Анджей Голомб, Юзеф Каетан Яновский, Винцент Равский, профессора Политехники Роман Дзеслевский и Бронислав Павельский; адвокаты Эдвард Лилиен и Александр Марианский, профессор университета Людвиг Ридигер, врач Эдвард Стройновский. Членами Комитета были также Зигмунт Горголевський (как художественный и технический руководитель строительства), директор городского строительного управления Юлиуш Гохбергер, советник магистрата Болеслав Островский, городской инженер Матей Черны-Шварценберг, делегаты краевого отделения (исполнительного органа Галицкого сейма) Фаддей Романович и Владислав Лозинский, известный историк и коллекционер произведений искусства.

Цикл строительных работ реализовал архитектурно-строительный союз Ивана Левинского и Юзефа Сосновского.

Земляные работы начали 5 июня 1897 года. Котлован объемом 16500 куб.м было выкопано вручную. Во время этих работ было обнаружено фундамент старых оборонительных стен и остатки дубовых свай, которыми укрепляли берега Полтвы. Этот фундамент, который, очевидно, является бастионом на островке, построенном в 1703 году для защиты северо-западного угла низкого замка, пересекал котлован. 21 августа 1897 года началось бетонирование ленточного фундамента под зданием будущего театра, которое приняла Специальные театральная комиссия под председательством Гвальберта Зембицкого, созданная из членов Политехнического общества. Асфальтовую гидроизоляцию выполнил владелец фабрики асфальта и рубероида Станислав Шелига ​​Лишкевич.

Плотницкие работы выполнила фирма Крикевича, столярные – предприятие братьев Вчелякив, красящие – фирма Прайдля и Качоровского, стекольные – фирма Купфера и Глянзера, жестяные – фирма Генрика Богдановича, кузнечные и слесарные – фирма Готлиба и Свободы. Металлоконструкции кровельного перекрытия и конструкции сцены поставляла Сяноцкая фабрика машин и вагонов, а электрическое освещение – немецкая фирма “Сименс и Галске”. Вентиляцию оперного театра выполнила фирма Johannes Haas из Вены в союзе с львовянином Владиславом Немекшой. Свежий воздух поступал в помещения театра с расположенного неподалеку киоска (около бокового фасада старого театра Cтанислава Скарбка – современного театра им. Марии Заньковецкой).

В киоске, построенном в форме ротонды, воздух охлаждался и очищался, а потом уже подавалось в зрительный зал через систему специальных отверстий в полу. Использованный воздух устранялся через ряд вентиляционных отверстий, расположенных под краями и в четырех углах потолка, прикрытых украшенными решетками. Эти решетки были выполнены за собственноручными эскизами автора театра архитектора Зигмунта Горголевського. Затем воздух выводился наружу через четыре вентиляционные шахты, замаскированные под декоративные фонарики на углах купола театра.

Торжественное открытие театра состоялось 4 октября 1900 года. Вскоре почва под театром начала проседать, при этом интенсивнее, чем проектанты могли предполагать, и на стенах театра начали появляться трещины. В июле 1903 года из-за паралича аорты сердца скоропостижно скончался Зигмунт Горголевський.

Высокую художественную ценность представляет монументальный парадный занавес сцены с живописной аллегорической композицией “Парнас”, которую для театра специально заказали у известного художника академической школы Генрика Семирадского, который в то время жил в Риме. Художник не успел реализовать заказ до открытия театра, поэтому занавес прибыл во Львов 16 октября, а впервые был продемонстрирован зрителям 13 января 1901 года. С 1967 года картина Семирадского в собственности Львовской галереи искусств.

В течение 1978-1984 гг. продолжалась реконструкция театра. За этот период, в частности, было восстановлено занавес сцены. Сегодня его бережно оберегают, современный зритель может увидеть этот занавес только на премьерных спектаклях и во время больших торжеств. В 2002г. в центре театрального зала установлена ​​бронзовая скульптура выдающейся украинской певицы Соломии Крушельницкой.

Архитектура

Монументальное сооружение оперного театра замыкает перспективу центрального проспекта Львова – ул. Свободы. Сводная в стиле историзма в духе так называемого венского “неоренессанса”. Симметричная объемно-планировочная структура здания характерна для европейской академической архитектуры XIX в.

Театр построен из кирпича и камня, с использованием металлических конструктивных элементов, в плане имеет форму вытянутого прямоугольника. Фундамент ленточный железобетонный (рядом с руслом реки Полтва, взятую в подземный коллектор).

Фасады здания декорированы с использованием принципов ордерной классической архитектуры. Горизонтальные полосы карнизов делят здание на три яруса. Нижний ярус рустованный, акцентированный на первом фасаде тремя порталами. Второй ярус содержит арочные лоджии, разделенные спаренными коринфскими колоннами, на крайних композиционных осях размещено ниши с аллегорическими фигурами: “Комедия” с маской и “Трагедия” с стилусом в руках. Авторами этих скульптур были скульпторы Антоний Попель и Тадеуш Баронч. Антревольты арок лоджий декорированы аллегорическими фигурами: справа – “Поэзия” и “Музыка”, в центре – “Слава” и “Фортуна”, слева – “Комедия” и “Трагедия”, автором которых был скульптор Станислав Вуйцик.

Фасад увенчан развитым аттиком с пьедесталом и треугольным фронтоном. Пьедестал декорирован каменными статуями муз авторства скульпторов Антония Попеля, Юлиана Марковского, Тадеуша Вишневецкого, Юлиуша Белтовского. Между этими фигурами – две горельефные композиции “Дань поэзии” (слева) и “Гомер декламирует свои стихи” (справа). В тимпане фронтона – девятифигурная горельефная композиция “Радости и страдания жизни” (скульптор Антоний Попель). Эти фигуры почти трехметровой высоты выполнены из гидравлической извести с примесью цемента и прикреплены железными анкерами к стене и карнизам. Фронтон завершен тремя акротериями – шестиметровыми бронзовыми статуями. В центре – “Слава” (с золотой пальмовой ветвью), слева на пьедестале – “Комедия и Драма”, справа – “Музыка”. Автором этих статуй был скульптор Петр Войтович.

Часть скульптурного декора здания по рисункам Горголевського выполнил скульптор Эдмунд Плишевский. Это, в частности, гербовые щиты, часть из которых размещена на пьедестале аттика. Таблички на этих щитах должны содержать надписи с фамилиями знаменитых артистов, которые играли в театре. Рядом на этом же пьедестале на первом фасаде установлены два картуши с гербами Львова, содержащихся статуи ребят.

Здание завершает массивный купол с люкарнами и световым фонарем. По бокам купола размещены бронзовые скульптурные группы: сидячие фигуры сгруппированы вокруг лиры и лебедя, символизирующие музыку. Их выполнил Эдвард Подгурский по моделям Петра Вийтовича на фабрике А.Бешорнера в Вене.

Внутренний декор театра включает позолоту, мрамор, декоративные росписи и скульптуру. Ядро внутренней планировочной структуры – четырехъярусная театральный зал (рассчитан на 1800 зрителей), который по форме напоминает лиру. Зал состоит из партера, окруженного с обеих сторон ложами, двух балконов с ложами и третьего балкона, к которому ведут отдельные лестницы; предусмотрены отдельные входы с боковых фасадов здания. Всего лож 44, одна из них – рядом с авансценой – предназначалась для императора и была оборудована отдельным входом, однако Франц Иосиф I так никогда и не побывал в Большом городском театре. Далее размещен мощный призматический блок сцены, над которым извне надстроен купол. Зал и сцена окружены с обеих сторон по коридорам, вдоль которых расположены ряды служебных помещений. Фронтальную часть интерьера здания занимает вестибюль, двухъярусное фойе и два симметрично расположены марши парадной лестницы.

занавес "Парнас"

Украшением сцены является декоративная занавес “Парнас” (1900 г.) – работа известного в Европе живописца Генрика Семирадского, которая изображает аллегорическую трактовку смысла человеческой жизни в фигурах Парнаса. Для удобства зрителей художник просил дирекцию театра напечатать толкование картины.

Скульптурный декор зала был выполнен под руководством Петра Герасимович. В этой работе также участвовали Петр Войтович, Эдвард Подuурський, Джованнb Джованетти и ученики Львовской художественно-промышленной школы.

Над авансценой помещены скульптуры крылатого Гения и богини Искусств авторства Петра Вийтовича, которые держат герб города Львова и лавровую ветвь. Потолок театрального зала украшает круглый плафон расписан под руководством Станислава Рейхана, который был также автором плафона “Апофеоз Славы” над авансценой. Пространство вокруг люстры над театральным залом разделено на десять секторов. В каждом из них помещены аллегорические женские фигуры: возвращена в центр сцены “Грация” (автор Эдвард Мирон Печь, справа от нее – “Правда” с зеркальцем (Тадеуш Попель), далее по кругу – “Иллюзия” с мыльным пузырем (Антоний Стефанович), “Девственность” (Тадеуш Попель), “Вакханка” (Станислав Качор-Батовский), “Вдохновение” (Александр Августинович), “Драма” (Людомир Келер), “Критика” с нагайкой (Тадеуш Рыбковский), “Танец” (Зигмунт Розвадовский), “Музыка” (Александр Августинович). По кругу установлено также гипсовые барельефы 10-ти знаменитых польских актеров конца XIX – начала ХХ в.

Также богато украшенный разноцветным мрамором, позолотой, декоративными росписями и скульптурой вестибюль театра. Центральная лестница с вестибюля ведет в театральный зал, портал входа которого украшен скульптурами из белого мрамора: Петра Вийтовича “Комедия” и “Трагедия”; барельефом Зигмунта Горголевського, созданным в 1907 году Юлиушем Белтовским. Под плафоном вестибюля размещены 12 полотен – аллегорий времен года, различных искусств и профессий, созданных разными художниками под руководством Тадеуша Попеля. Среди них “Символы львовского мещанства” (Тадеуш Рыбковский), “Весна” (Тадеуш Попель), “Крестьянство” (Зигмунт Розвадовский), “Лето” и “Рыцарство” (Тадеуш Рыбковский), “Скульптура” и “Осень” (Тадеуш Попель), “Наука и искусство” (Марцелий Герасимович), “Зима” (Тадеуш Попель), “Живопись” и “Новейшая музыка” (Домазы Котовский), “Старинная музыка” (Валериан Крицинский).

В нишах были установлены бюсты польских поэтов Яна Кохановского, Адама Мицкевича, Игнатия Красинского и Юлиуша Словацкого. После реставрации в 1984 году остался только Адам Мицкевич, других забрали, установив на их места бюст Тараса Шевченко, Ивана Франко и Александра Пушкина.

Со второго этажа вестибюля есть вход в фойе (зеркального зала), которое украшают четыре женские аллегорические скульптуры Петра Вийтовича (над архивольтами входов в боковых залов) – “Любовь”, “Зависть”, “Гордость” (с зеркалом в руках) и “Материнство “. Кроме того, есть много декоративных скульптур и барельефов авторства Петра Герасимовича.

В нишах над зеркалами стояли ранее бюсты польских композиторов Фредерика Шопена, Станислава Монюшко, Юзефа Эльснера, Кароля Курпински. В 1984 г. их заменили бюстами композиторов Николая Лысенко, Семена Гулака-Артемовского, Петра Чайковского и Михаила Глинки. Панно на потолке (“Танец”, “Поэзия”, “Музыка”) выполнил Станислав Дембицкий, который также написал четыре квадратные аллегорические картины под потолком фойе: “Любовь”, “Ненависть” (женщина с мечом), “Справедливость” (с весами), “Мудрость” (с бумажным свитком).

Под его руководством художники Юлиуш Зубер, Александр Августинович, Станислав Качор-Батовский создали восемь картин, представляющих произведения польской драматургии, популярные в конце XIX в. – “Краковяк и гурали” Войцеха Богуславского, “Верховинцы” Юзефа Коженевского, “Отпевание греческих послов” Яна Кохановского, “Месть” Александра Фредра, “Балладина” Юлиуша Словацкого, “Барбара Радивилливна” Алойзи Фелинского, “Фирцик в залетах” Францишека Заблоцкого и «Галька» Станислава Монюшко. В центре зала в 2002г. установлена ​​бронзовая скульптура выдающейся украинской певицы Соломии Крушельницкой.

сентябрь, 2017

Нет мероприятий

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

Категории: Театры

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X