Львовский исторический музей (Бывший дворец Корнякта)

Дом на пл. Рынок, 6 расположен на территории Государственного историко-архитектурного заповедника, в линейной застройке восточной стороны рыночной площади. Здание построено в 1580 году для богатого греческого купца Константина Корнякта на фундаментах двух древних готических зданий.

История

Дом назывался каменницей Корнякт, или королевская каменницей. Каменница построена в 1580 году архитекторами Петром Барбоном с участием Павла Римлянина для богатого греческого купца Константина Корнякта с Кандии на фундаментах двух древних готических каменниц Мельхергазовской или Августовской и Тарловской, которые стояли здесь в XV в.

Константин Корнякт происходил с острова Крит. Приехал во Львов в 1569 году из Молдавии, где был боярином и руководителем таможенной службы. Впоследствии он стал личным секретарем короля Сигизмунда II Августa. Для построения своего дома Константин Корнякт купил их участки, а именно две парцели на пл. Рынок и прилегающий к ним участок со стороны ул. И.Федорова. В частности, как сообщает Дионисий Зубрицкий, Константин Корнякт в 1571 году купил Мельхергазовскую каменницу. От фамилии владельца каменницы называют еще дворцом Корнякта. В то время это была одно из самых импозантных зданий в городе.

В отличие от большинства рыночных каменниц здание было шестиоконным, то есть имело по шесть окон на уровне каждого этажа главного фасада. В 1603 году Константин Корнякт умер. Его потомки быстро обанкротились, а каменница в 1623 года была продана монахам кармелитам.

Впоследствии, в 1642 году дом купил польский магнат Якуб Собеский с женой Теофилией, после смерти которого в 1647 году каменницу унаследовал его сын – Ян Собеский (с 1647 – король Польши). С тех пор каменницу стали называть еще и королевской. Тогда же была проведена первая реставрацию здания.

В 1678 году ее фасад украсили фигуры короля и шести рыцарей на аттике, появился белокаменный портал, декорированный масками и гирляндами. После смерти Яна III Собеского дом принадлежал его сыну.

В 1723 году он перешел в собственность магнатов Жевуских. По распоряжению Юзефа Жевуского в 1793 году была проведена частичная реставрация каменницы. Тогда перестроено лестничную клетку в стиле ампир, рустованный фасад и устроено на нем балкон. Перестройку осуществлено под руководством архитектора Фредерика Баумана. В 1797 году лестничную клетку украшено кованым железными перилами.

Следующая реставрация произошла в 1820-х гг., когда здание принадлежало семье князей Понинских. В это время украшено лепниной потолка на втором этаже, в так называемых королевских залах. Тогда же изменено частично планировку помещений. Круглый тронный зал превращен в прямоугольный. Вероятно, тогда же была снесена часть галерей во дворе и заменена флигелем. В конце XIX в. дом принадлежал князю Каликсту Понинскому, который жил здесь на третьем этаже. После смерти последнего дом переходит к князьям Любомирским, у которых 1908 года город выкупило его с целью устроить здесь музей.

12 сентября 1908 года, в 225-ю годовщину победы турок под Веной Яном III Собеским, в доме открылся музей, который получил название “Национальный музей имени Яна III”. Здесь были собраны коллекции оружия, нумизматики, живописи.

В период 1910-1912 гг. проведена капитальная реставрация, дом очищен от более поздних наслоений и приспособлено под музей. В 1930-х гг. архитектором Людомилом Гюрковичем отреставрирована трехъярусная ренессансная аркада-лоджия во дворе дома.

В мае 1940 году здесь открыт Львовский исторический музей. Большой популярностью пользуется также “итальянский дворик“, где снимают кинофильмы, проводят традиционные концерты Львовская консерватория, происходят театральные представления.

Архитектура

Здание дворцового типа, с характерным вытянутым в глубину участка планом, трехэтажное, выложено из камня, штукатурено. Во внутреннем дворике дома размещен так называемый “итальянский” или “венецианский” двор, в котором расположена трехъярусная ренессансная аркадия-лоджия, отреставрированная в 1930-х гг. архитектором Людомиром Дюрковичем.

К реставрации аркада была застроена флигелями начала XIX в. (Сохранились фото того времени, на которых видны эти флигели). В отличие от большинства рыночных каменниц здание является шестиоконным, то есть имеет по шесть окон на уровне каждого этажа главного западного фасада. Этот фасад завершен аттиком с кариатидами и атлантами, архитравом и фризом с консолями, увенчанный фигурами. Фасад от ул. И.Федорова более скромный. Его основным архитектурным акцентом является большой широкий белокаменный портал.

Современный вид интерьер дома получил во время реставрации XVIII века, о чем свидетельствует мемориальная доска над входом. От древнего здания с ХV в. сохранилась готический зал. Внимания заслуживают так называемые королевские залы, украшенные лепными потолками и стенами, старыми зеркалами, обоями, мраморными каминами, художественным паркетом из ценных пород деревьев. Сохранились также резные белокаменные порталы. Несмотря на многочисленные перестройки и реставрации, памятник поражает своей импозантностью. Строгий фасад, подчеркнутый четким ритмом окон, украшенных треугольными сандриками, легкие ажурные аркады лоджии “итальянского дворика” сохраняют формы ренессансного палаццо. Открытые аркады соединяют главный дом с флигелем.

Дом Корнякта во Львове – один из лучших примеров жилой ренессансной архитектуры.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Дворцы,Музеи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X