Государственный природоведческий музей НАН Украины

Акцентом ул. Театральной есть дом природоведческого музея – лучшая достопримечательность раннего классицизма в жилой архитектуре Львова. Построенный в кон. XVIII в. Архитектор неизвестен, однако наиболее вероятным автором выдается Петр Дионисий Гибо. Дом связан с известной магнатской семьей ученых и общественных деятелей – Дидушицких. Основатель музея, граф Владимир Дидушицкий – известный зоолог, этнограф и археолог, член-корреспондент Академии наук в Кракове (с 1881 года), который большую часть доходов от своих имений направлял на приобретение экспонатов и содержание музея. Государственный природоведческий музей во Львове – один из старейших и самых богатых по составу научных естественных фондов среди музеев Европы. Согласно Постановлению Совета Министров СССР №442 от 06.09.1979 г. дворец внесен в национальный реестр памятников под Ох.№1263.

История

1797-1804 гг. – строительство нового трехэтажного здания из камня, что соответствует современному состоянию, на месте трех предыдущих (Пекарской, Чехуцького и Коломыйского).
1810-1813 гг. – администрация солеварен (владельцы дома) провела самовольные переработки интерьера в чисто австрийском “казарменном” духе. Разобрали кафельные печи, заменив их железными, кухни переделали в кабинеты, повредили рисования стен.
Сер. XIX в. – украшен фасад, установлен механический деревянный лифт, изготовленный в Вене. Сегодня он – старейший в Европе.
2 ноября 1848 – здание сгорело, после чего было восстановлено.
1870 – приспособление помещений дворца под экспозиционные залы для естественной сборки.
1986 – нач. 1990-х; 1995-2011 гг. – реставрационные работы: устройство дополнительных лестниц, котельные, замена кровли, штукатурки фасадов.

Дом (дворец) на ул. Театральной, 18 (бывш. Долгой, конскр. №39) известен как Музей Дидушицких (1870-1893). На протяжении существования музей менял свое название: Естественный музей им. Дидушицких (1893-1939), Научно-природоведческий музей АН УССР (1940-1951), Научно-природоведческий музей Института агробиологии Львовского филиала АН УССР (1951-1954), Научно-природоведческий музей Львовского филиала АН УССР (1954-1956), Львовский научно-природоведческий музей АН УССР (1956-1963), Львовский научно-природоведческий музей (1963-1965), Государственный природоведческий музей УССР (1965-1969), Государственный природоведческий музей АН УССР (1969-1991), Государственный природоведческий музей НАН Украины ( 1991-1994).

Здание музея датируется концом XVIII в. Ее историю и историю предыдущих зданий, которые здесь стояли, можно начать с I пол. XVI в. Собственно на этом месте, в доме с пивоваром, в июле 1527 года накануне праздника св. Иоанна Крестителя возник пожар, в результате которого сгорел весь Львов, за исключением Францисканского костела и монастыря, что напротив, и ратуши с башней. Этот роковой для Львова пожар стал разграничением двух стилевых эпох – готической и ренессансной.

После ужасной катастрофы город медленно восстанавливался, застраивалась также парцел, на которой стоял пивовар. Фактически, там было три дома. Согласно локтевого реестра 1767 года, фасад каждой из трех каменных, которые стояли на месте современного дома, имел по 18 локтей. Каменные назывались: Пекарска (от пекарского цеха), Чехуцкого и Коломыйская. Владельцем Пекарской был Фаддей Домбровский, с 1793-го – магнат Иосиф Щепанський, который скупил соседние земли и дома и свел новый большой каменный дом. За построение нового дома (который существует и сейчас), Иосиф Щепанський взялся в 1797 году.

Дата окончания строительства неизвестна, но это, как видно из следующего, произошло еще до 1804 года. В этом году Щепанський свой новый каменный дом, который, кроме пивных и партера, имел два верхних этажа, соответствует современному состоянию, сдал в аренду на 6 лет администрации солеварен за 4250 гульденов. По истечении этого контракта, от 1810 до 1813 года часть дома снимал львовский купец Иоганн Дистль. Администрация солеварен провела самовольные переработки интерьера в чисто австрийском “казарменном” духе. Она заменила кафельные печки на железные, кухни переработала на кабинеты, повредила рисования стен.

Авторство дворца ошибочно приписали архитектору Винцент Равскому-старшему. Равский-старший быть архитектором этого сооружения не мог. Как известно, этот мастер 1869 года руководил ремонтными работами дворца Дидушицких на ул. Курковой (Лысенко, 15), и, видимо, этот факт дал повод для ошибочного приписывания ему построения дома на Театральной, 18. Про настоящего автора проекта можем выдвигать только предположения. Из нескольких львовских архитекторов кон. XVIII в. – Клеменс Ксаверий Фесингер, Макс фон Крус, Христофор Мурадович, Мерц, Фридерик Пахман, Петр Дионисий Гибо – наиболее вероятным автором представляется последний. Именно у него Щепанський приобрел одно из предыдущих трех зданий. Этот архитектор, занимавший должность инспектора строительства при Губернии, кроме непосредственных работ для города (проект городского освещения, надзор за разборкой оборонных стен и сооружений и т.п.), выполнял заказы местных магнатов и мещан. Не исключено, что магнат Щепанський именно этому архитектору мог заказать проект своего роскошного каменного дома дворцового типа.

Иосиф Щепанський умер в 1815 году без завещания, тогда же его каменный дом №39 на ул. Долгой был выставлен ​​на продажу. Актом от 18 февраля 1816 года единственный наследник покойного, сын Фаддей Щепанский продал Иакову Пахуза 93 340 золотых гульденов. Большая семья Пахов была связана с семьей Гебсателли, и на ту численное семью куплено каменный дом. Со временем между членами этой семьи состоялись различные имущественные сделки. 1845 года владелицей дома стала Каролина Лебак с Пахов. В начале октября 1847 года к ее дому перенеслось городское казино, которое до этого помещалось в доме на пр. Свободы, 13, где “Гранд Отель”. Около 1840 года появился проект адаптации здания на Театральной под дворец губернатора.

Во время революционных событий 2 ноября 1848 года каменный дом Каролины Лебак вместе с соседними Технической академией и костелом францисканцев сгорел. В том же году его начали отстраивать. 1852 года владельцем дома стал банкир Фридрих Гауснер, который в 1866 году продав его брату Альфреду.

12 декабря 1868 года дом у Альфреда Гауснера купил граф Владимир Дидушицкий – известный ученый и общественный деятель. 1870 года граф Дидушицкий в своем дворце на Театральной, 18 открыл для посетителей собственный естественный сборник. Его сборка была занесена до европейских и мировых музейных каталогов. Дидушицкий участвовал в первых Всемирных выставках в Вене (1873 год) и Париже (1878 год), где получал дипломы и медали. После упорядочения экспозиции с 1870 года музей начал проводить отдельные экскурсии, а 13 августа 1871 года было заведено книгу посетителей. С 1873 года музей начал открываться один раз в неделю. Официальной датой основания музея есть 1870 год, когда впервые построено экспозицию и начат прием посетителей.

При жизни Владимира Дидушицкого музей имел семь отделов экспозиции: зоологический, палеонтологический, минералогический, геологический, ботанический, археологический и этнографический. 10 сентября 1880 года Владимир передал музей на потребности общества и обеспечил его пожизненное содержание в размере 12 тыс. крон в год. Этот акт был зафиксирован в созданной меценатом “Ординации Поторицкого” – юридически оформленном неделимом наследии, которое было утверждено 20 декабря 1893 года парламентом в Вене, а музей получил официальное название “Естественный музей имени Дидушицких”. После смерти Владимира Дидушицкого сборником до 1905 года занимался Фаддей Дидушицкий.

1940 года музей вошел в состав Академии наук Украины. Научные фонды Музея и экспозиция внесены в государственный реестр научных объектов, составляющих национальное достояние. Фонды музея сформированы на базе уникальных коллекций Естественных музеев Дидушицких и Научного общества им. Т.Г.Шевченко, из сборников многих поколений естествоиспытателей сер. XIX – нач. ХХ в., и во многом дополнены за время его пребывания в Национальной академии наук Украины (с 1994 года).

Научные фонды музея (естественные коллекции) в целом составляют более 400 тыс. Единиц хранения, имеют исключительное значение для науки и входят в государственную часть Музейного фонда Украины. Фонды музея содержат более 250 Голотип, по которым впервые в мировой науке описаны новые виды ископаемых и современных растений и животных.

Среди коллекций и памятников природы мирового значения сохраняются: уникальные экспонаты мамонта и волосатого носорога с озокеритовых рудников Старуни (Прикарпатье), метеориты (Пултуск), янтарь с включениями (инклюзив, Гданьск); палеозоологические коллекции (от кембрийского до четвертичного периода); палеоботанические коллекции (от девона до неогена); коллекции пород и минералов (от докембрия до четвертичного периода); эталонные систематические коллекции почвенной микро- и мезофауны; коллекция малакофауны Украины; коллекции 15 рядов региональной и тропической энтомофауны, а также плейстоценовых насекомых; коллекции рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц (чучела, тушки и яйца), среди которых одна из крупнейших в Европе уникальная коллекция альбиносов и меланистов, и млекопитающих (чучела, тушки, черепа и рога); полное собрание мохообразных Украины, Кавказа и Средней Азии (Международный индекс – LWD); гербарий сосудистых растений (Международный индекс – LWS).

Фонд Научной библиотеки музея, которая берет свое начало от широко известной в XIX в. в Европе “Поторицкой библиотеки” Владимира Дидушицкого, насчитывает около 70 тыс. томов естественной литературы, начиная с XVI в.

В 1990-х гг. по заказу Государственного историко-архитектурного заповедника во Львове начались ремонтно-реставрационные работы музея по проектной документации, разработанной в Институте “Укрзападпроектреставрация” (архитектор Евгений Соболевский). На сегодня реставрация завершена, собираются средства на обустройство обновленной экспозиции музея. Для посетителей открыта экспозиция “Путешествие в прошлое”.

Архитектура

Дом расположен в историческом центре Львова, в квартале на северо-запад от площади Рынок. В застройке улицы играет роль акцента.

Дом трехъярусный с подвалами, построенный из кирпича и камня, штукатуренный, с цоколем, облицованных тесаным камнем. В плане имеет форму нерегулярного четырехугольника с внутренним двором. Главный фасад ордерной композиции, девятиосный, центральная часть выделена ризалитом с портиком на уровне второго-третьего ярусов. Портик в виде четырех дорийских колонн, на которые опирается антаблемент с треугольным фронтоном. Собственно портик придает дому классицистического шарма. Партер декорирован французским (дощатым) рустом, два этажа объединяют пилястры и колонны. Архитектурная пластика подчеркнута активными треугольными и лучковыми сандриками над окнами второго яруса. Скульптурным декором служат головы в тимпанах лучковых сандриков и такие же – под балконом над въездными воротами. Кроме них, сухой геометризм архитектурных деталей оживляют деликатные лепные гирлянды под сандриками. Именно эти мелкие декоративные элементы характеризуют архитектуру 80-90-х гг. XVIII в., то есть ранний классицизм. Дом, несмотря на применение в нем большого ордера, лишен монументальности. Он кажется очень камерным и уютным.

Въездные ворота перекрыты полуциркульным сводом с распалубками на подпружной арке посередине. Ворота оштукатурены, побелены. Внутренняя планировка дома – анфиладная с большим залом на втором этаже. Пивные перекрыты цилиндрическими сводами, подвалы и этажи – потолками. Главные трехмаршевые лестницы из искусственного камня, с кованым ограждением и деревянными перилами освещает фонарь. Боковая лестничная клетка деревянная трехмаршевая с деревянными балясинами и точеными столбиками, шахта лестничной клетки с деревянным механическим лифтом.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Дворцы,Музеи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X