Музей оружия “Арсенал”

Городской арсенал – памятник оборонной архитектуры XIV-XVI вв. Ее реставрацию и переоборудование под музей оружия осуществила Львовская межобластная специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРВМ) в 1973-1980 гг. Здание является памятником архитектуры национального значения, Ох. № 334.

История

В конце XIV в. сведены Высокая стена (Високий мур), башни Сапожную (Шевську), Токарев и Поворозников. Первый арсенал упоминается в этом месте уже в 1430 г.; второй, построенный в 1555-1556 гг. под руководством мастера Ивана Лиса, уничтожил пожар 1571 г.; третий, который сохранился до наших дней, реконструирован в 1574-1575 гг. с участием строителей Павла и Себастьяна. С течением времени здание арсенала претерпела многочисленных изменений, реконструкций, перестроек и т.п., и эту эволюцию обобщено и сведено к семи основных этапов, каждый из которых представлен в графических реконструкциях.

I этап. Конец XIV в. Построено Сапожную башню, Высокую стену и башню Токарев и Поворозников на половину высоты. Поскольку с башни Сапожной, как угловой, контроль должен осуществляться в двух направлениях обороны, то она была в первую очередь построена на полную высоту, башню Токарев было законсервировано на уровне Высокой стены.

Высокую стену толщиной 1,95 м изложено правильными рядами в технике “opus mixtum”, где каждый ряд крупных камней чередуется с рядом мелких. На уровне 5 метров Высокой стены по шву наблюдается консервационная обмазка, что означает временную остановку строительства. К этому уровню каменная кладка Высокой стены перевязана с угловой Сапожной башней, выше башню возведено уже из кирпича 8,2 (7,5) х 13 х 27 в характерном готическом сооружении с подрезкой швов. На уровне шва с консервирующей обмазкой заложена на будущее пята стрельчатой ​​арки. Эта арка служила опорой для оборонной галереи в месте поворота Сапожной башни до перпендикулярного прясла Высокой стены. Факт закладки пяты будущей арки свидетельствует о существовании заранее подготовленного плана будущего здания.

II этап. В 1418 году начинается строительство низкой стены с бастеями, которые были предназначены для артиллерии. С внутренней стороны к низкой стене прилегала галерея-парапет. Отсутствие кронштейнов перед парапетом дает основания для сомнений в наличии бойниц в этом периоде. Существование парапета с самого начала подтверждают несколько нижних рядов готической кирпичной кладки. Возможно, оборона стены обеспечивалась только фланкирующим обстрелом с бастей. Низкую стену возводили из ломаного камня на известковом растворе с небольшой примесью толченого кирпича. Часть бастей низкой стены имела парапеты с зубцами, выложенными из кирпича, а часть – из камня. Перед Низкой стеной был устроен ров, уровень воды в котором поддерживался системой гатей и шлюзов.

От 1430 году упоминается построен под защитой низкой стены Городской арсенал. Тогда он функционировал как небольшая оружейная. Остатки стены этого первого Городского арсенала напротив Сапожной башни включены в более поздние постройки. Уцелевший фрагмент демонстрирует характерную для готики кирпичную кладку с чередованием довжиков и пережженных поперечников.

Башня Токарев и Поворозников выводится на всю высоту вместе с Высоким забором, увенчанным машикулями и зубцами. Об одновременном их сооружения свидетельствует наличие перевязки в кладке. На втором этаже башни Токарев и Поворозников со стороны города был устроен выход на оборонную галерею, а также изолированы от верхних этажей внешние винтовые лестницы на первый этаж.

В примыкании Высокой стены к Сапожной башне существует разрыв в несколько сантиметров, в котором законсервировано первоначальную обмазку башни, окрашенную в массе в темно-красный цвет (именно это является причиной, почему в процессе реставрации арсенала в 1978-1980 гг. его окрашено в красный цвет). Ряд машикулов Высокой стены не опоясывает Сапожную башню, а заканчивается перед ней. Ряд машикулей Высокой стены вмонтирован в башню под углом. Возможно, защита Сапожной башни совершенствовалась рядом машикулей, устроенных на высшем уровне.

III этап. С внедрением и развитием огнестрельного оружия старый арсенал оказался недостаточным для больших запасов амуниции и пороха. В 1554 году старый Городской арсенал разбирают, и камень с него идет на строительство Пороховой башни. В 1555-66 гг. между башнями Сапожной и Поворозников строят новый арсенал, посвященный в честь Св. Михаила. Поскольку строительство велось на средства города, здание получило название Городской арсенал, в отличие от королевского, который строился на средства короля. Это сооружение в месте пристройки к башне Токарев и Поворозников законсервировала около 15 слоев побелки и обмазок. На Высокой стене осталась возможность обстрела нападающих над крышей, хотя машикули потеряли свое оборонное значение.

IV этап. Пожар 1571 года уничтожил только что построенный арсенал. В 1574-1575 гг. он отстроен с участием львовских строительных Павла (Павел Счастливый), Гануша, Себастьяна (Себастьян Мочигемба). В записях городской кассы на строительные работы при Городском арсенале указано о расходах на железо для ворот, плотникам на завершение крыши и за древесину. С внимания на последнее можно сделать вывод, что этот арсенал уже с самого начала был трехъярусным.

Высокий забор потерял оборонное значение в этот период. Арсенал вместе с башней Токарев и Поворозников с севера и башней Сапожной с юга, а также с бастеи создавал мощный узел обороны города. В мирное время в Арсенале хранили и чинили оружие. От 1582 году при Арсенале (со стороны ул. Братьев Рогатинцев) действовала мастерская для отливки пушек, построенная львовским строителем Себастьян Мочигембой. Известно имя одного из пушечных мастеров того времени – Данила, который вместе с помощниками отливал пушки, шары, разнообразное оружие для обороны города и на продажу.

В 1616 году сгорела крыша Арсенала, а в 1618 году здание было отремонтировано. Ров между Высокой и Низкой стенами засыпали, на Низкой стене выстроили новый парапет уже с бойницами. На бастеи было построено деревянную пристройку. Пространство между арсеналом и Низким забором перекрыли и начали использовать как склад оружия. Для вентиляции нижнего яруса арсенала в стенах Высокой стены вырубили ниши и окошка. На восточном фасаде было построено “винду” – лифт-подъемник для загрузки тяжестей.

С актовых книг Львовского магистрата известно, что Арсенал был украшен живописными и скульптурными изображениями и снаружи, и внутри. Над главным входом в Арсенал были размещены латинские надписи, характерные для эпохи Ренессанса, например: “Счастливый город, который во времена покоя заботится о будущей безопасности”. Арсенал получил внятное полихромное решение: столбы интерьера разрисовал “маляр Андрей” в иллюзорные фресковые квадры, на красном фасаде над дверью сиял золотом орел, позолоченный тем самым Андреем. На южной стене были вделаны памятные таблицы с именами выдающихся горожан, в 1655 году туда же устанавливают бюсты фортификаторов и военных Кшиштофа Гродзицького и Кшиштофа Арцишевского.

В 1670 году обвалилась Сапожная башня, повредив здание Арсенала.

V этап. Пожар и сильный взрыв в 1703 году образовали большие бреши в Высокой стене и в башне Токарев и Поворозников. Разрушение Арсенала завершили шведы. Обвалились своды первого этажа, в значительной степени уничтожен третий этаж.

После перехода Львова под власть Австрии рвы засыпают, разбирают каменные укрепления. В 1795 году Арсенал стал неофициальной тюрьмой: в 1768-1770 гг. здесь находились заключенные гайдамаки – участники Колиивщины. Поэтому иногда его называют «гайдамацкой тюрьмой». В 1777 году австрийская власть решила перестроить Арсенал в тюрьму, однако не нашла для того средств. В 1800 году для тюрьмы начали использовать помещения монастыря обутых кармелитов (ул. Князя Романа), а в Арсенале устроили военный склад. В проломах Высокой стены сделали окна, пробили окошка также в восточной стене цокольного этажа. Вместо дверей устроили арочные ворота; блоки маньеристических трех порталов использовали для лестницы в пробитом своде с цоколя на первый этаж. Крышу покрыли черепицей. Сапожную башню разобрали, оставив одну стену, к которой примкнул Арсенал, на ней разместили стараниям строительного Гаспари картуши с гербами Львова, гербы Собеских и Яблоновских, снятые с разобранных городских стен со стороны монастыря кармелитов. В 1869 году гербы были отреставрированы.

VI этап. С 1850 года в Арсенале снова хранили оружие, конфискованное у населения Львова и окрестностей после революционных событий 1848 года. Впоследствии он становится складом-шпихлиром для хранения зерна. В 1869 году разобрали верхний ярус башни Токарев и Поворозников. Крышу снизили и сделали кровлю из оцинкованной жести, стены покрасили в желтый цвет. Деревянный мост на второй этаж заменили каменной аппарелью со встроенным ватерклозетом.

В ноябре 1918 в Арсенале содержались составы Украинской пищевой управы. Ежедневно крестьяне свозили туда провиант, давно не виданный в таком количестве. В советские времена Арсенал использовали как склад товаров (до 1973 года).

В 1934 году была проведена реставрация арсенала: раскрыто кирпичную готическую кладку башни Токарев и Поворозников, заменены поврежденные каменные кладки, раскрыто южные ворота.

В 1973 году благодаря усилиям тогдашнего директора Львовского исторического музея Терентия Новака Арсенал не перешел на баланс этого музея. Здание Арсенала была в запущенном состоянии и нуждалась в ремонте. В советское время по договору № 227 от 15 марта 1973 года реставрацию здания Городского арсенала проводила Львовская межобластная научно-реставрационная производственная мастерская. Общее руководство процессом реставрационных работ было поручено начальнику научно-исследовательских реставрационных отделов Львовской межобластной специальной научно-реставрационной мастерской (после реорганизаций – Институт “Укрзападпроектреставрация”), которому активно помогали коллеги – главный архитектор Иван Могитич, начальник научно-исследовательского реставрационного отдела № 1 Кость Присяжный, старший архитектор Анна Новаковская, старший научный сотрудник Любарт Лещинский, архитекторы М.Верес, В.Федько, Лидия Горницька, Роман Липка и др. Основательные архивные и иконографические исследования Арсенала совершил историк Владимир Вуйцик. К реставрационным работам были также привлечены работники Львовского государственного историко-архитектурного заповедника.

Реставрация 1973-1980 гг. частично раскрыла первоначальный уровень. Пол в цокольном этаже был снижен почти на метр. Открыто и реконструировано оборонительную галерею, машикули и бланки оборонных стен. Чтобы была возможность их экспонировать посетителям музея, реставраторы вырезали часть перекрытия, укрепив его на прокатных балках. Сохранено деревянные конструкции 1869 года, хотя возвращено предыдущую высоту крыши. По сохранившимся фрагментам частично удалось отреставрировать Сапожную башню: восстановлено утраченное обрамление, кованые ставни, первоначальную полихромию.

Высокий научный уровень реставрации оценили специалисты разных стран. Однако проект не был окончательно реализован: остались нереставрированными башня Токарев и Поворозников и части Высокой стены.

В 1975 году решением городского совета Львова помещения Арсенала передано Львовскому историческому музею. После завершения реставрационных работ в Международный день музеев – 18 мая 1981 года – здесь был торжественно открыт экспозиционный отдел Львовского исторического музея – Музей-Арсенал, который не имеет аналогов в Украине. Сейчас это единственный государственный Музей оружия в Украине, который знакомит с историей развития оружия от Х в. до первой половины ХХ в.

На первом этаже и во рву между арсеналом и низким забором от 15 ноября 2014 действует фуд-маркет и ночной клуб “Рынок оружия – Арсенал”. Сейчас проект находится на стадии создания новой идеи.

На первом этаже Сапожной башни работает магазин сувениров. В подвале башни Поворозникоов функционирует ресторан “Арсенал”.

Архитектура

Здание расположено на ул. Подвальной между фрагментами системы оборонительных укреплений Львова, а именно между низкой и высокой стенами. С ул. Русской в ​​Арсенал примыкает башня Токарев и Поворозников, с ул. Братьев Рогатинцев – угловая Сапожная башня.

Трехэтажное прямоугольное в плане здание длиной 53 м, со срезанным юго-западном углом. Арсенал накрыт высокой двускатной крышей с заломом. Нижний ярус здания со стороны ул. Подвальной размещен ниже уровня тротуаров, экспонируется благодаря широкому рву между зданием и фрагментом низкой стены. Низкая стена реконструирована на половину высоты бойниц, на тротуаре перед стеной трассированные полукруглую бастею, а с внутренней стороны устроено деревянную галерею. Западной стеной для Арсенала служит Высокая стена XIV в., которая сохранился почти в первозданном виде вместе со следами машикулов. С тыльного (западного) фасада на Высокой стене реконструировано оборонительную деревянную галерею, накрытую гонтовой крышей. С торцов здания устроены двое въездных ворот. Войти в музей можно с северного фасада здания по аппарели, ведущей на уровень второго этажа. С северо-западной стороны к Арсеналу примыкает двухъярусная граненая башня Токарев и Поворозников, накрытая палаточной крышей. Переход с башни Токарев и Поворозников на Высокую стену проходит через тромп с лучковой аркой. С юго-западной стороны к Арсеналу примыкает реконструирована четырехъярусная Сапожная башня с металлическими винтовыми лестницами, по которым можно подняться на галерею при Высокой стене. Переход с Высокой стены на Сапожную башню осуществляется через стрельчатую арку, которая служит опорой для оборонной галереи.

Фасады здания имеют характерное для оборонной архитектуры сдержанное решение. Нижний ярус фасада Арсенала с ул. Подвальной, нижний ярус башни Токарев и Поворозников, а также тыльный фасад Арсенала имеют открытые нерегулярные кладки из ломаного камня. Крыле на всю высоту здания выстроены с квадров белого камня, над первым ярусом и между окнами третьего яруса изложены гзимсами с пастелистого ломаного камня. На верхних ярусах стены окрашены в красный цвет с предыдущей штукатуркой «под рукавицу» по нерегулярной кладке стены. На первом ярусе устроены белокаменные ключевидные бойницы, на втором ярусе – прямоугольные окна с белокаменными обрамлениями с фасками, на третьем – лучковые окна с простым белокаменным обрамлением. Окна третьего яруса крупнейшие по размеру. Все окна здания изнутри закрыты коваными ставнями (ранний вид столярки), а с фасада защищены диагональными решеткой. На фасаде с ул. Подвальной (слева – 8-е окно, справа – 5-е окно) под карнизом крыши реконструирован деревянный лифт-подъемник, которому соответствует широкое окно. Крыша накрыта керамической черепицей, устроено 6 люкарен. С торцов фасады здания завершаются ломаными фронтонами. На северном фасаде экспонируются две кирпичные волюты – остатки фронтона здания в XVI-XVII вв. Этот фасад имеет фактически симметричную трехоконную композицию, за исключением порталов, расположенных асимметрично. Въездные ворота смещены слева, а вход в музей – справа, вплоть до башни Токарев и Поворозников. Оба эти порталы – циркульные, с квадров белого камня, двери – реконструированы, деревянные с металлическими заклепками, над входом в музей устроен кованый козырек с надписью. Краеугольный камень при входе украшен кованой композицией из разновидностей оружия.

Верхние ярусы башни Токарев и Поворозников, которая составляет целостный архитектурный ансамбль со зданием Арсенала, имеют открытую кирпичную готическую кладку с поливными поперечниками. Лучковые окошка башни зарешеченные.

Интерьеры. Через циркульный белокаменный портал с северного фасада попадаем в помещение на первом этаже. Семь массивных квадратных столбов разделяют интерьер на две анфилады, перекрыты крестовыми сводами с распалубками для бойниц. Своды штукатурены “под рукавицу”, кладки стен – открытые нерегулярные с ломаного камня, перемычки над бойницами – кирпичные. Со стороны ул. Валовой в этом помещении восстановлено аутентичную полихромию столбов. Тело столбов имеет иллюзорную окраску на квадры бриллиантового руста (белый, серый, бежевый, черный), базы и капители покрашены на красно, своды – на бело. Пол вымощен квадратными каменными плитами.

До второго этажа попадаем аппарелью через циркульный белокаменный портал. Помещение перекрыто деревянными балками, накрытыми сверху дощатым настилом. Дополнительной опорой для балок служат 6 столбов. В интерьере музея можно ознакомиться с особенностями конструкции Высокой стены, которая, как уже отмечалось, является одновременно западной стеной Арсенала. Прясло Высокой стены ниже машикулов имеет открытую нерегулярную кладку из камня. До третьего этажа попадаем деревянной лестницей, установленной во время реставрации из двух торцов здания. Помещение третьего этажа довольно просторное через открытые деревянные конструкции крыши. Дощатый настил пола вырезанный на расстоянии 1,5 м от Высокой стены. Таким образом, создано огражденную галерею для экспонирования ряда реконструированных машикулов Высокой стены, опиравшиеся на белокаменные кронштейны. Несколько кронштейнов сохранено или восстановлено, большинство кронштейнов срублено, виднеются только их следы в Высоком стене. Кладка машикулов кирпичная, готическая. Окна второго и третьего этажей закрыты ставнями, поэтому освещение интерьера музея искусственное, точечное

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Музеи,Фортификации Львова

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X