Древнее еврейское кладбище

Древнее еврейское кладбище размещалось в пределах современных ул. Раппопорта, Клепаровской, Броварной и Базарной на месте современного рынка “Краковский”. Это было одно из древнейших еврейских кладбищ в Европе, первое упоминание о котором достигает 1414 года. Сегодня не существует.

История

Первое упоминание о древнем еврейском кладбище во Львове в городских актах датируется 27 мая 1414 года. В книге городских счетов с 1480 года есть запись, которая также свидетельствует о существовании еврейского кладбища. Участок на кладбище выделили евреям на длительное пользование на т.н. обшарах (почвах, окружавших город вокруг и принадлежали городу), которые предоставил городу привилегию короля Владислава Ягайло от 18 сентября 1415 года.

После неоднократных покупок частных участков территория кладбища в XVII в. достигла размеров, которые ограничиваются ул. Я.Рапопорта, Базарной, Броварной и Клепаровской. Его границы совпадают с территорией кладбища, очерченной на древнем плане города Львова, который выполнил Жан дю Дефи в 1766 году. Тогда пределы кладбища получают постоянный характер, который почти не меняется до Второй мировой войны. На плане 1766 года на территории кладбища видно также очертания плана старой кладбищенской синагоги “Бет Алмин Яшан”. Древнее кладбище долгие годы оставалось общим для обоих еврейских общин Львова: пригородное, основанное еще в княжеские времена, и городское, заложенной после развития города за Магдебургского права.

22 августа 1855 года кладбище было официально закрыто. В том же году, по архивным данным, во время эпидемии холеры здесь похоронили много евреев. Закрытое кладбище начало приходить в упадок. Еще в XVIII веке густые кроны деревьев на еврейском кладбище образовывали летом большой балдахин. Зимой 1914-1915 гг. во время российской оккупации вековые деревья срубили для отопления домов.

В 1920-х гг. львовский раввин др. Леви Фройнд с арх. Юзефом Авином основали при Львовской еврейской общине “кураторию опеки над еврейскими памятниками”. Еврейское кладбище снова получило статус памятника, который еще в нач. ХХ в. предоставила ему австрийская власть. В 1928 и 1931 гг. здесь проводятся восстановительные работы, в частности реставрация часовни Бет Тахара, кладбищенской синагоги “Бет Алмин Яшан” и многих надгробных памятников. После расчистки и консервации камня здесь установили 532 надгробия на бетонных фундаментах.

Сегодня старое еврейское кладбище не существует. Согласно оценке специалистов, в течение более 500 лет на его территории, занимающей около 3 га, похоронен 25-30 тыс. человек.

Кладбище уничтожили сначала немецкие оккупанты, а позже советская власть. Как историко-культурный памятник кладбище просуществовало под опекой еврейской общины до 1942 года. Во время немецкой оккупации здесь опять начались несанкционированные захоронения лиц, умерших от инфекционных болезней. Эти останки не кремировали, точное захоронения не фиксировалось, поэтому немецкая оккупационная власть не только запретила функционирования кладбища, но и начала его планомерно ликвидировать. В советский период на месте кладбища в 1947 году устроено продовольственный рынок “Центральный”, известный во Львове как “Краковский” (перенесено с места, где рынок существовал от средневековья), а древние надгробные плиты использовано для мощения улиц и сооружения подпорных стен. Плитами надгробий из древнего еврейского кладбища вымощен также двор тюрьмы на Лонцкого (совр. ул. Бандеры,1).

Архитектура

Сегодня на части территории древнего еврейского кладбища размещены бывший еврейский госпиталь фонда Мавриция Лазаруса (теперь Третья городская клиническая больница, ул. Раппопорта, 8), амбулатория и госпиталь старцев (теперь клиническая лаборатория этой же больницы, ул. Раппопорта, 4 и 6 ), которые были построены для нужд еврейской общины.

Перед Второй мировой войной дирекция старого еврейского кладбища высказала предположение, что самые древние надгробия расположены на могилах младенца Якуба с 1348 года и Мирьям, дочери Сеула, с 1378 года. Однако, с этим предположением трудно согласиться потому, что отчитать надписи на древних надгробьях было очень сложно.

Выдающихся лиц евреи хоронили в самом центре кладбища, что, по словам М.Балабана, составил “еврейский пантеон”. Здесь стояли надгробия Нахмана и Мордехая Исаковича, Исаака Нахмановича, Изуе Фалька, Давида Галеви, Розы Нахманович (Золотая Роза), Адель Кикинес из Дрогобыча, раввинов братьев Хаима и Ионы Райзесов.

На окраине похоронены раввины Леви бен Якуб Кикинес, Хахам Цви Ашкенази, Хаим Раппапорт, Якуб Орнштайн, Абрахам Кон. У них был расположен ряд из 129 надгробий с датой 1664 год, что свидетельствует о большом количестве жертв погрома, который совершили студенты иезуитской коллегии. Весной 1914 года во Львове под руководством Самуэля Горовитца создан комитет, который занимался восстановлением надгробий еврейского кладбища, раскопками на его территории и исследованием эпитафий. Комитет поручил эту работу историку Майеру Балабану, который должен был также выдать в свет описание всех памятников кладбища. Тогда упорядочено значительную часть кладбища, откопано много надгробий, пронумеровано их, расшифровано около 1400 эпитафий, в том числе и известных личностей. Древнейший из сохранившихся памятников датировался 1530 годом

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X