Церковь Пресвятой Евхаристии (Доминиканский монастырь и собор)

Бывший доминиканский костел Божьего тела – самый барочный храм Львова. Эта монументальный памятник христианской архитектуры стал базовым компонентом архитектурного комплекса, датированного XV-XIX вв., в состав которого входят также здания монастырских келий и колокольня. Из камня и кирпича костел строился в течение 1749-1764 гг. (арх. Ян де Витте, Мартин Урбаник, К.Мурадович) на месте готического храма XV в., на участке, прилегающем к западной границе застройки средневекового Львова. В 1792-1798 гг. костел реконструировался (арх. Клеменс Фесингер). В 1905-1914 гг. проведена реставрация интерьера. Перед фасадом устроена площадь и посажен сквер. В советское время в храме и монастыре устроили склады, а с 1973 года он стал частью Музея религии и атеизма, позже Mузей религии. Комплекс Доминиканского монастыря с костелом и колокольней является с 1963 года памятником архитектуры национального значения №340.

История

Доминиканский костел Божьего Тела построен в стиле барокко в 1745-1764 гг. по проекту генерала артиллерии Яна де Витте. Строителем Доминиканского костела был Мартин Урбаник. Основные строительные работы завершили в 1759 г., когда торжественно установили крест на куполе костела. Главная глыба храма в плане эллипсу окружена расположенными часовнями и дополнена прямоугольной алтарной апсидой. Большой эллиптический купол поддерживают восемь пар колонн, на осях которых, под куполом установлено 18 деревянных фигур доминиканских святых вырезанных в 1764-1768 гг. Антоном Осинским.

В 1760-1768 гг. сооружали главный алтарь и алтарь часовни Потоцких, который спроектировал М.Урбаник. После его смерти в 1764 году отделочными работами руководил архитектор Христофор Мурадович. В главном алтаре Доминиканского костела находится распятие 1397 года. Четыре деревянные скульптуры главного алтаря (Святых Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла и евангелиста Луки) выполнил в 1777 году Матвей Полейовский или скульпторы его школы. В 1764-1767 установили каменные фигуры на главном фронтоне, предположительно выполнили Антон Осинский и Себастьян Фесингер. Некоторые исследователи приписывали эти скульптуры Иоганну Георгу Пинзелю.

Костел пострадал от пожаров в 1766 и 1778 гг. Его ремонт и достройку заканчивал в 1792-1798 гг. Клеменс Фесингер. На фронтоне костела привлекает внимание латинская надпись: “Soli Deo honor et gloria” – “Только Богу честь и слава”. Из старого готического костела остались ренессансные алебастровые надгробия спящих рыцарей XVI-XVII вв., реставрацией которых занимались в 1866-1868 гг. Парис Филиппи и Петр Козакевич. В течение XIX в. интерьер костела украсили несколько плит и памятников. В 1865 году по проекту Йозефа Браунзайса достроили колокольню, украшенную в стиле барокко. Авторами проекта колокольни считаются также Юлиан Захаревич и Винцент Равский-старший.

В 1905-1914 гг. происходила реставрация интерьера костела, во время которой были установлены: новый орган (в 1955 его перенесли в здания филармонии на Чайковского, 7) и балюстрада хоров по проекту арх. Эдгара Ковача. Несколько скульптур создал тогда для костела Петр Войтович.

В 1956-1958 гг. велись реставрационные работы, в частности отремонтировано поврежденный во время войны купол костела. В советское время в храме и монастыре устроили склады, а с 1973 года он стал частью Музея религии и атеизма (теперь – Музей истории религии). В конце 1990-х Доминиканский костел стал греко-католическим храмом Пресвятой Евхаристии.

Фото – Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Доминиканский монастырь и собор

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X