Чёрный дом

Дом является памятником жилой архитектуры позднего ренессанса. Его строительство датируется 1588-1589 гг. Есть предположение, что дом строили архитекторы Петр Барбон, Павел Римлянин. Тогда каменный дом был двухэтажным. С 1596 года здание стало собственностью купца и аптекаря Яна Лоренцовича, который открыл здесь одну из первых аптек во Львове. Тогда же был достроен третий этаж по проекту архитектора Петра Красовского.

История

Каменный дом является одной из самых известных архитектурных памятников Львова. Здание является одним из лучших образцов жилой архитектуры позднего ренессанса.

Каменицца за время своего существования имела несколько распространенных названий: “Киевская каменница”, потому что принадлежала какому Андрею из Киева; “Каменница Лоренцовича”, потому что именно Ян Юлиан Лоренцовича открыл здесь одну из первых во Львове аптек; название “каменница Докторовская” происходит от доктора Мартина Никанора Анчевського (XVII в.). До сих пор употребляется название “Черный дом” (“Чорна” кам’яниця), которую памятник получил в XIX в., кКогда ее фасад, заложенный в XVI в. из тесаного камня песчаника, потемнел от пыли и сажи.

Первый дом на участке, расположенном на восточной стороне пл. Рынок, 2 был построен в ХV в. На месте Черной каменницы, как и большинство рыночных домов, в эпоху готики стояло здание. От него сохранились нижние ярусы и пивные, которые преимущественно уцелели во многих рыночных зданиях после пожара 1527 года. Предварительное здание на парцели Черного дома мог уничтожить пожар 1511 года, во время которого также сгорела половина города. Возможно, что от него остались остатки фундаментов, потому что на одном из камней в пивной сохранился полустертая надпись “1452”, который может говорить о существовании готической каменницы.

Владельцы участка часто менялись, иногда дом принадлежал одновременно нескольким лицам. В 1588 году его владельцем стал Томмацо ди Альберте, итальянец с острова Хиос, а затем таможенник русских земель. Этот год считается датой начала строительства “Черной дома”, который возводился на фундаментах и ​​подвалах первоначального здания, который был разрушен во время пожара 1527 года. Томмацо ди Альберте умер в 1589 году, не закончив строительства. Архивные документы не сохранили имени строителя.

Высокий профессиональный и художественный уровень здания свидетельствует о том, что оно построено выдающимся мастером. Существует предположение, выдвинутое львовскими исследователями, каменницу строили известные итальянские архитекторы Петр Барбон (выходец из местности Барбон в Италии), Павел Римлянин.

Каменица была возведена двухэтажной. С 1596 года здание стало собственностью купца и аптекаря Яна Лоренцовича, который открыл здесь аптеку. Его внучка вышла замуж за врача и бурмистра Мартина Никанора Анчевського и от 1645 года дом стал его собственностью. Тогда же был достроен третий этаж по проекту архитектора Петра Красовского.

В 1675-1677 гг. каменница реконструирована. В частности, в 1677 году фасад украшен скульптурой и аттиком, обновленные белокаменные порталы первого этажа. Эта дата помещена на обратной стороне аттики, там же написано “сделал Градовский”, то есть известный львовский мастер Мартин Градовский. Именно этот мастер поставил также свою подпись на цеховом свидетельстве, которое свидетельствовало об окончании строительных работ.

В 1883 году был составлен план капитальной реставрации дома. Он подписан инженером Михалом Фехтером, однако в значительной степени выполнен благодаря архитектору, известному львовскому реставратору Александру Пиотровскому. Реставрация началась в 1884 году на средства Каэтана Никоровича. Тогда дом изменил свой внешний вид. Между третьим этажом и старым аттиком был достроен четвертый этаж, при этом люкарны крыши превратились в окна этого этажа, а форма крыши изменена с двускатной на плоскую.

В 1890-х гг. владелицей дома была Паулина Олексинська. Следующая реставрация произошла в 1911 году на средства последнего владельца, адвоката Эмиля Роинського под руководством архитектора Эдмунда Жиховича. Целью этой реставрации было вернуть памятнику первозданный вид. Тогда фасады чистили от наслоений гипса и штукатурки, открыли их скульптурный декор.

В 1926 г. “Черный каменница” как особо ценная историческая и художественная достопримечательность перешла в собственность города. Тогда здесь решили устроить исторический музей г. Львова. В 1929 году под руководством архитектора Вавжинця Дайчака помещения дома были отреставрированы и приспособлены для хранения музейной коллекции.

22 сентября 1929 года в каменнице состоялось торжественное открытие Исторического музея города Львова. Черный дом – уникальный памятник архитектуры ХVI – XVII вв., который не имеет аналогов не только во Львове, но и во всей Европе.

Архитектура

Каменица трехоконная, прямоугольной конфигурации в плане, удлиненная в глубину участка, четырехэтажная. Главный фасад асимметричной композиции. Плоскость фасада изложена так называемым “бриллиантовым” рустом из известняка и завершена вверху резным аттиком, декорированным столбиками, обелисками и волютами. Горизонтально плоскость фасада разделена карнизами на три яруса. Под карнизом первого этажа проходит декоративный фриз, украшенный резным ренессансным орнаментом. Широкие пилястры, которые фланкируют фасадную стену, также рустованные. Окна и портал входа украшены профилированными резными в камне обрамлением с мотивами виноградной лозы. Этот мотив был характерен для архитектурного декора Львова XVI – XVII века.

Первый этаж имеет три арочные равновеликие прорези с архивольтами, франкирваны рустованными пилястрами. На замковом камне портала помещен резной геральдический картуш со львом. Над порталом в ореоле статуя Мадонны с Младенцем. Над окном справа фигура Св. Станислава Костки (ХVII в.), На карнизе, что отделяет первый этаж от второго на фланкирующих пилястрах помещены фигуры: слева – Св.Яна из Дукли, справа – патрона врачей Св.Луки. Над окном посередине фасада фигура Св.Мартина на коне, что отрезает нищему полу своего плаща, патрона врача Мартина Никанора Анчевського (XVII в.), который таким образом увековечил свое имя. Над входным порталом на замковом камне помещен геральдический картуш с семейным мещанским знаком – гмерком: на крепостной стене лев с поднятой в лапе мечом. Вокруг него полустертыми от времени буквами написано: “Мартин Анчевський, секретарь короля, доктор медицины, львовский советник”.

У входа – небольшой каменный выступ, лавочка для сторожа. Мраморные межкомнатные порталы первого и второго этажей пышно декорированные деликатной резьбой. Шедевром скульптурного декора интерьера является мраморные резные обрамления окон второго этажа. В помещениях сохранились деревянные потолки с резными балками. Каменница относится к самым известным архитектурным памятников Львова.

Здание является одним из лучших образцов жилой архитектуры ренессанса.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Музеи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X