Часовня Боимов

Расположена возле кафедрального латинского собора. Построенная в стиле ренессанса 1609-1615 гг. как семейная усыпальница часовня на заказ львовского купца Георгия (Дердя) Боима. Предполагают, что ее строителем был архитектор из Вроцлава Андрей Бемер.

История

В 1609-1611 гг. построено основной объем часовни, впоследствии, в 1611-1615 гг. украшен ее западный фасад каменной и стюкковой резьбой. Авторы резьбы – Ян Пфистер, Гануш Шольц и, вероятно, Андрей Бемер.

Часовня Боимов – единственная сохранившаяся из шести часовен, которые стояли отдельно на древнем кладбище, что происходило с начала XV в. и было у кафедрального латинского собора до конца ХVIII в. Второе название часовни – Огруйцова происходит от польского слова “ogrójec” – сад – происходит от статуи на куполе часовни, которая изображает Cкорботного Христа в Гефсиманском саду.

Заложил часовню Георгий (Дердь) Боим, венгр по происхождению. Известно, что он был человеком образованным, учился в Боннском университете. Разбогател на торговле вином, получил гражданство, женился, некоторое время был бургомистром Львова.

Автор проекта часовни неизвестен. Исследователи предполагают, что им мог быть архитектор с Вроцлава Андрей Бемер. В 1609-1611 гг. построено основной объем часовни, впоследствии, в 1611 – 1615 рр. украшено ее западный фасад каменной и стюковой резьбой.

Авторы резьбы – Ян Пфистер, Гануш Шольц и, вероятно, Андрей Бемер.

С 1967 и до сих пор в здании часовни Боимов размещено филиал Львовской галереи искусств.

Архитектура

Часовня семьи Боимов расположена возле кафедрального собора, с юго-восточной стороны; с юга примыкает к жилой застройки ул. Галицкой. Здание небольшое, квадратное в плане, построено из известняка. В планировочно-пространственной композиции часовня представляет собой куб. Перекрыта ренессансным куполом на восьмерике со световым фонарем, увенчанным фигурой Христа в Гефсиманском саду.

Фасады двухъярусные, горизонтально разделены резным в камне карнизом. Западный главный фасад полностью покрыт белокаменной резьбой в виде орнаментальных и фигуративных рельефов (XVII в.), по характеру исполнения напоминает объемный иконостас. В нишах первого яруса стоят фигуры апостолов Петра и Павла, покрытые филигранной резьбой колонны. Именно этот скульптурный декор позволяет отнести памятник к шедеврам мирового искусства.

Тема “Страстей Христа”, которая изображена в резьбе второго яруса главного фасада часовни, последовательно повторяется в интерьере часовни. В ней отражается эсхатологический смысл основного идейного замысла памятника как семейной усыпальнице. При создании многофигурных композиций за модели служили лица с XVII в., поэтому их изображения имеют не только художественную, но и историческую и этнографическую ценность.

Боковые фасады декорированы лишь пилястрами и пышным резным в камне антаблементом карниза. На тыльном восточном фасаде от ул. Галицкой в ​​плоскости стены помещены оригинальные фресковые портреты Георгия (Дердя) Боима и его жены Ядвиги.

Боковой северный фасад имеет окно и рельеф, изображающий св. Георгия Победоносца (XVII в.), патрона основателя.

Интерьер, который датируется первой половиной XVII в., поражает богатством рельефов и скульптурного декора. Пышной резьбой украшен алтарь с центральной композицией “Моление о чаше”. Завершение алтаря сливается с куполом часовни, в кессонах которого помещены изображения пророков, картуши и символично аллегорические фигуры. В двенадцати кессонах нижнего ряда изображены скульптурные бюсты персонажей Ветхого завета (работа Яна Пфистера).

Справа от алтаря на стене эпитафийный портрет зятя Боима – Зигмунта Брестлера и скульптурная композиционная группа “Пиета” авторства мастерской скульптора Яна Пфистера (около 1617 год) в центре “Пиеты” – алебастровые фигуры Богоматери и Христа, вокруг нее размещены коленопреклоненные фигуры трех поколений семьи Боимов.

Над входным порталом есть два портрета – основателя рода Георгия Боима и его внука, врача Павла. Внимания заслуживают также инкрустированные входные двери и скамьи по обе стороны от алтаря, выполненные около 1736 года, с сочной рисованной орнаментикой. Несмотря на то, что часовня в целом является памятником ренессансной архитектуры, в ее декоре ощутимые черты северного маньеризма.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Музеи

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X