Церковь святого Иосафата и всех украинских мучеников

Костел Св. Войцеха построен одним из лучших строительных Львова, Павлом Римлянином, и относится к последним образцам львовского ренессанса. Постановлением областного исполнительного комитета Львовской области №393 от 22.11.1988 г. костел внесен в Реестр местных достопримечательностей. С 8 сентября 1996 года, после восстановления, костел освятили как церковь Св. Иосафата и всех украинских мучеников, а в восстановленных монастырских помещениях поселились монахи конгрегации Воинства Христова.

История

1607 – становление костела и деревянного монастырского здания с бурсой.
1702 – первоначальное монастырское здание заменили каменным.
Кон. XVIII в. – монастырь ликвидирован, костел закрыт, в монастырских помещениях разместили пороховой склад.
1897 – костел вернули общине, отреставрировали и освятили. Монастырские помещения приспособили под бурсу для студентов Львовской латинской семинарии.
1940-е гг. – нач. 1990-х гг. – в помещениях костела и монастыря разместилась воинская часть; замуровали нижние части окон костела.
1993г. – костел с монастырскими помещениями передали конгрегации Воинства Христова.
1996 – восстановленный костел освятили как церковь Св. Иосафата и всех украинских мучеников.
2002г. – росписи стен костела (Мила Мина).

Ансамбль монастыря расположен на небольшом участке при ул. Довбуша (быв. Св. Войцеха) в чрезвычайно живописной окрестности. К югу от костела возвышается крутой склон Змеевой горы, на восток – ее обрыв. Северо-западный склон монастырской территории укрепленный добротным фундаментом с контрфорсами.

Его история мало изучена. Хронист Львова Бартоломей Зиморович в своем труде “Тройной Львов” в 1607 году пишет о происхождении костела: “Часовня Св. Войцеха между холмами построена по следующей причине. Петр Москалик, который жил по соседству с Высоким замком, потеряв пять лет назад во время общей пошести своих детей и похоронив их на поле, поставил на верхушке горы Льва памятник с крестом, а когда вскоре там стали хоронить детей, то это место начали чествовать сначала родственники, потом соседи, которые составили вклад и построили малый костелик, в котором с разрешения архиепископа стали отправлять службу в день святого покровителя. Поскольку же день св. Войцеха ежегодно приходится после Пасхальных праздников, то чаще всего праздничная община, призванная хорошей весной, собирается здесь толпами, считая, что такими своими конгрегациями почитают и память своего патрона”. Тем же годом датирует возникновение костела историк Денис Зубрицкий: “В этом [1607] году закончили и посвятили небольшой костел Св. Войцеха на склонах горы Льва [Змеиной горы], где теперь пороховые над селом Вознесение”.

Со временем опеку над костелом взяли монахи-миссионеры, которые возвели небольшой монастырский дом с бурсой для приготовления клириков к вступлению в духовную семинарию. В 1702 году первоначальное монастырское здание заменили каменным.

Среди львовских рассказов утвердилась традиция, что во время осады Львова 1704 года шведскими войсками в монастыре останавливался король Карл XII.

С приходом во Львов австрийских властей Йосыфинской Кассатой монастырь был ликвидирован, костел закрыт, а в монастырских помещениях разместили пороховой склад. На кадастровой карте Львова 1849 года монастырь подписан как Цисарско-королевский пороховой склад №3. Только в 1897 году, в девятисотую годовщину смерти св. Войцеха, костел вернули общине, отреставрировали и освятили. В монастырских помещениях устроили бурсу для студентов Львовской латинской семинарии.

После Второй мировой войны в помещениях костела и монастыря разместилась воинская часть, которая находилась здесь до начала 1990-х гг. Тогда уменьшили окна, замуровав нижние части. В 1993 году костел с монастырскими помещениями передали конгрегации Воинства Христова, украинскую ветвь которого основали двое ирландских монахов Том и Стив. 8 сентября 1996 года, после восстановления, костел освятили как церковь Св. Иосафата и всех украинских мучеников, которых отражает стенопись, выполненная в 2002 году художницей из Чехии Милой Миной. В восстановленных монастырских помещениях поселились монахи конгрегации Воинства Христова.

Архитектура

Комплекс огражден со всех сторон стеной, укрепляя склоны сложного рельефа от востока, севера и запада. На небольшой территории, кроме костела, стоит двухэтажный монастырский дом и небольшой хозяйственный. Вне стены монастырю принадлежит часть южного склона Змеиной горы, огражденной металлической сеткой.

Костел – небольшое однонефное сооружение с узким граненым алтарем и закрыстией при его северной стене. Грубые и аскетические стены с высоко посаженными полуциркульными окнами, а также выход на хоры и крышу в западной стене, указывают на его оборонительный характер. Главный фасад подчеркнут краеугольными пилястрами тосканского ордера и акцентированный треугольным фасадом, декорированным неглубокими полуциркульными нишами. Над двускатной крышей возвышается барочная сигнатурка, устроена, очевидно, во время одного из ремонтов. Два окошка закристии украшенные ренессансным обрамлением. В планировочно-пространственной композиционной схеме костела заложена характерная дводольность навы с двумя пряслами ребристых крестовых сводов, разделенных подпружной аркой, и алтаря, который перекрыт пряслами звездчатого свода и сомкнутого трехгранного в апсиде. Небольшое закристие перекрыто крестовым сводом. Стены костела покрытые модерновыми росписями с сюжетными композициями и святыми, в частности – Св. Иосафата и всех украинских мучеников, которым посвящена церковь.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X