Церковь Святого Онуфрия

Монастырь св. Онуфрия во Львове состоит из комплекса зданий: церкви, ворот-колокольни, монастырских келий, которые находятся в собственности Провинции отцов Ордена Святейшего Спасителя в Украине. Расположен в древнейшей, княжеской части Львова. Церковь является одной из древнейших монастырских храмов, связанная с известными историческими лицами (хозяин Молдавии), церковнослужителями, членами львовского ставропигиального братства, известными архитекторами (Франц Трешер, Эдгар Ковач), скульпторами, резчиками (Андрей Коверко), художниками (Лука Долинский, Мартин Яблонский, Модест Сосенко), с первопечатником Иваном Федоровичем. В церкви и при ней похоронены выдающиеся украинские и львовские деятели XVI-XVIII вв.

История

~ 1550 – возникновение каменной церкви на средства Константина Острожского.
1623 – повреждение церкви пожаром.
1672 – уничтожение монастыря во время турецкой осады.
1680 – посвящение церкви Иосифом Шумлянским после восстановления.
1701 – расширение часовни счет Анастасии Красовской, устройство бани над ней.
1702 – мелкие работы, соглашение с сницарем Симеоном Путятицким на выполнение иконостаса в часовню.
1718 – строение нового притвора.
1771 – очищены иконостаса (маляр Василий Рачковский); расширены царские двери, за алтарь перенесено священный хор.
1773 – установлен новый алтарь св. Онуфрия.
1776 – церковь св. Онуфрия и часовню Святой Троицы объединили в одно целое пробитием стены и устройством между ними аркады (Григорий Мизанський, арх. Францишек Ксаверий Кульчицкий). Реконструкция иконостаса церкви; появление новых алтарей и иконостасов в церкви и часовни. Проект иконостаса в часовню Св. Троицы, изготовление кивория (резьб. Щуровский, худ. Мартин Строинский).
1777 – разобрано поперечную стену между нефом и пресвитерием, поднят уровень пола в алтаре на две ступеньки, на месте большого алтаря установлен алтарь св. Онуфрия; нарисованные образы на холсте в иконостаса часовни Св. Троицы (маляр Тома Гертнер); продано старый иконостас из церкви; изготовление для церкви амвона в виде пещеры со статуей св. Онуфрия (скульптор Лазарь Паславский, худ. Петр Витавицкий).
1778 – доработали двух ангелов в киворий (сницар Лазарь Паславский); выполнили столярные работы до алтарей в церкви и часовни (столяр Теодор Смижавський).
1780 – новый Божий гроб и образ Иисуса Христа (столяр Гавриил, рис. Тома Гертнер-старший). Привезено из Добромиля образ “Жизнь св. Онуфрия” (1779). Изготовлено высокие хоры (проект Щуровского). Устроен алтарь с образом Божьей Матери Страдальницы. Выковали каменные лестницы перед церковью (мастер М.Протасевич, сницар Щуровский).
1820 – установлен иконостас работы Луки Долинского.
1821 – разобрали малую полукруглую алтарную апсиду церкви, сделав ее прямоугольной, удлинили и пристроили к ней прямоугольную захристию (арх. Франц Трешер-младший). Роспись пресвитерия (худ. Лука Долинский).
1824 – развитие бабинца церкви (арх. Франц Трешер-мл.). Выполнено металлические решетки к хорам и оковка церковных дверей (кузнец Антон Кротохвиля). Выполнено рисования в пяти нишах на фасаде (худ. Тома Гертнер-мл.). Вмуровали надгробные плиты по бокам входа в церковь и южной захристии.
1854 – росписи церкви и часовни (Мартин Яблонский).
Кон. XIX в. – изготовление алтарей Пресвятой Богородицы и Сердца Иисуса в боковых нефах (резчик и маляр М.Щурма).
1884 – выполнена икона “Крещение Христа” в северной захристии (худ. Ю. Залуска).
1902 – развитие церкви с изменением объемно-планировочной композиции: достройка северной нефы, граненого апсиды, двух захрыстий (арх. Эдгар Ковач, Арх. Иван Левинский), изготовление главного престола (проект Эдгара Ковача).
1906 – роспись церкви (худ. Иосиф Бала). Положено пол в пресвитерии.
1904-1909 гг. – изготовление иконостаса (резчик Лясок, ювелир Бернацкий, худ. Модест Сосенко). Старые ценные художественные памятники (алтари, иконы) ХVII-ХVIII вв. устранены.
1930-е гг. – изготовление синетрону и исповедальни (резчик Андрей Коверко).
1946 – преобразование церкви на склад запасных фондов Музея этнографии и художественного промысла.
1977 – устройство в церкви Музея им. Ивана Федорова. Ремонтными работами забелили стенопись.
1989 – церковь возвращена отцам Ордена.
1990-1991 гг. – восстановление интерьера церкви. Реставрация стенописи (худ. Ярослав Заяц, Иван Волос, худ.-рест. Ярослав Мовчан). Покрытие церкви медной жестью. Разобрана казальница с пещерой св. Онуфрия. Устройство тетрапода. Деревянная скульптура св. Онуфрия (1777) вынесена на чердак церкви.
1993г. – устройства двух витражей в алтаре (А.Воробей, Юрий Бак, Барановский).
1999 – устроены металлические кованые перила лестницы в церковь (Олег Боньковский).
Кон. XX в. – изготовлено боковые алтарики св. Иосафата Кунцевича и Василия Великого.
Нач. XXI в. – изготовлено иконы “Св. Иосафат-обручник с Младенцем Иисусом” и “Блаженны василиане-мученики”.

Монастырь св. Онуфрия во Львове принадлежит к древнейшим в Украине. Его основание датируется ХIII в. и связывают с именем галицкого князя Льва Даниловича. Впервые монастырь упоминается в грамоте князя Льва от 1292 года, предоставленной церкви св. Николая. С церковью связывается история Белзской иконы Богородицы, рисованной Лукой Евангелистом, которую Владислав Опольский в 1382 году получил коварным способом и перевез в монастырь в Ченстохове.

Документальные сведения о монастыре св. Онуфрия происходят только со II пол. ХV в. Львовский мещанин Степан Дропан в 1460 году за свой счет обновил его. В 1469 году фонд монастыря подтвердил Казимир IV Ягеллончик. К кон. XVI в. монастырь св. Онуфрия был зависим от уневского, только грамотой от 13 ноября 1589 года константинопольский патриарх Иеремия освободил его от этого подчинения, равно от власти Львовского епископа, и передал его в подчинение Львовскому Успенском братству. С тех пор и до II пол. XVIII в. монастырь находился под протекторатом Львовской ставропигии. Только 1762 года он был освобожден от этой зависимости.

Древнейшие монастырские сооружения и церковь, которые были деревянными, были расположены в верхней части сада. Каменные церковь и монастырь в современном месте появились в XVI в. стараниями князя Константина Острожского. В апреле 1518 года Константин Иванович Острожский купил для монастыря землю от львовских мещан, на которых около 1550 года выстроил каменную церковь, ставшую ядром современной. Эта церковь состояла из двух частей: большей из преддверия и меньшей – часовни Святой Троицы, которые в XVIII в. существовали отдельно с отдельными входами. Церковь была повреждена пожаром Краковского предместья в 1623 году и во время турецкой осады 1672 года. Отстроенная после этого церковь 10 октября 1680 года посвятил епископ Иосиф Шумлянский. В 1701 году часовню Святой Троицы расширила за свой счет вдова члена Ставропигийского братства Николая Красовского – Анастасия. В 1702 году братство заключило соглашение с сницарем Симеоном Путятицким на выполнение иконостаса в часовню. В 1718 году построили новый бабинец, который разобрали в 1824 году, заменив нынешним.

В 1770 году неизвестный архитектор по имени Почаевский изготовил в Почаеве проект на построение “de nova radice” новых церкви и келий. Но этот великий проект в барочных формах – с высокой церковной баней и такими же высокими, симметрично расположенными башнями по бокам – реализации не дождался. Автором этого проекта мог быть архитектор Готтфрида Гофман, который именно в это время изготовил проект на строительство Свято-Успенской Почаевской лавры.

Большие перемены в интерьере церкви произошли в 1770-х гг. при игумене Бонифации Кровницком. В 1771 году расширены царские двери в поперечной стене между нефом и пресвитерием, а за алтарь перенесли священный хор. В 1777 году поперечную стену разобрали, на место большого алтаря установлен алтарь св. Онуфрия. В 1776 году под руководством архитектора Франциска Ксаверия Кульчицкого церковь и часовню объединили устроенной в стене между ними аркадой. Эту работу выполнил каменщик Григорий Мизанский. Тогда появились новые алтари и иконостасы в церкви и часовни. Старый иконостас в 1771 году отчистил художник Василий Рачковский. В 1773 году установлен новый алтарь св. Онуфрия. В 1776 году игумен Кровницкий заключал контракт с сницарем Иваном Щуровским на реконструкцию старого иконостаса церкви, а также иконостаса в часовню Св. Троицы и кивория, который рисовал Мартин Строинский; в 1777 году новую казальницу в виде пещеры со скульптурой св. Онуфрия (художник Петр Витавицкий), а в 1778 году два ангела в иконостас часовни изготовил сницар Лазарь Паславский. Столярные работы в алтарях церкви и часовни выполнял столяр Теодор Смижавский. Образы в иконостасе часовни Святой Троицы, 12 апостолов – по два в одной раме, и 12 пророков – по три в одном картуше, в 1777 году рисовал на холсте художник Тома Гертнер. Иконостас работы Ивана Щуровского стоял в церкви до начала XIX в. В 1780 году создан новый Божий гроб (столяр Гавриил, худ. Тома Гертнер-старший). До 1869 года в церкви было пять боковых алтарей, затем – только три. В 1823 году алтарь с Распятием порисовал и позолотил Лука Долинский.

В течение первой трети XIX в. произошли большие изменения в объемно-пространственной композиции всего монастырского ансамбля. За незначительным исключением тогдашняя перестройка предоставила монастырским зданиям современный вид. В 1824 году по проекту Франца Трешера построен новый бабинец на месте старого с 1718 года. Во время его строения найдено гроб молдавского хозяина Стефана Томши, казненного во Львове в 1564 году и похороненного в церкви. Металлические решетки к хорам и оковку церковных дверей выполнил кузнец Антон Кротохвыля. Рисование в пяти нишах на фасаде выполнил художник Тома Гертнер-младший. Тогда по сторонам входа вмуровали надгробные плиты с резным орнаментом дочери мещанина Якова Полабских (1622) и детей слесаря ​​Касияна (Kasiyan) (1603). С южной стороны вмурованная плита дочери молдавского хозяина Янкулы Елены Понетовской (1598), в стену южной захристии – мещанина Михаила Левковича в хорошем орнаментальном обрамлении с мотивом виноградной лозы. Слева при входе в церковь вмурованная надгробная плита с греческой надписью Марка Лангиша, справа – плита Томши с гербом Молдавии.

В 1821 году, при игумене Арсения Радкевича, перестроено малую полукруглую апсиду церкви на удлиненную прямоугольную, и пристроено к ней прямоугольную захристию. После смерти Радкевича (1821) игуменом стал Модест Гриневецкий, который запланировал удлинить церковь на четыре сажени в восточном направлении. Его замысел реализовал преемник Орест Хомчинский. Все упомянутые строительные работы в монастыре св. Онуфрия провел архитектор Франц Трешер-младший. В 1820 году установлен новый иконостас работы Луки Долинского, который в стенах пресвитерия нарисовал свв. Арсения и Дамаскина. В 1854 году своды и стены церкви и часовни расписал Мартин Яблонский.

Последняя значительная реконструкция церкви, которая изменила ее объемно-планировочную композицию, состоялась в 1902 году – достроили северный неф как pendant (подвеску) в часовню Святой Троицы. Проект на нее изготовил архитектор Эдгар Ковач, реализовал его своей строительной фирмой архитектор Иван Левинский. В результате этой реконструкции церковь стала трехнефной. Тогда расширена граненая апсида, которая имеет одинаковую ширину с нефом, по бокам к ней пристроено две симметрично расположенные захристии.

В 1906 году церковь разрисовал художник-декоратор Иосиф Бала по перетертой стенописи 1854 года Мартина Яблонского. В пресвитерии положили пол и поставили главный престол с балдахином, проектируемый Эдгаром Ковачем. В 1908 году вырезан и позолочен иконостас (резчик Лясок, ювелир Бернацкий). Старые образы из иконостаса кисти Луки Долинского (апостолы и пророки) в хорошем состоянии распродали. Иконостасные иконы рисовал Модест Сосенко в 1905-1909 гг. На средства митрополита Андрея Шептицкого. Вместе с новым оформлением интерьера церкви много старых ценных художественных памятников (алтари, иконы) ХVII-ХVIII вв. были устранены, несколько передано в других монастыри и церкви, часть осталась в монастырском музее.

На сегодня в церкви из старых памятников сохранились только запрестольный образ на дереве “Св. Онуфрий” XVII-XVIII вв., привезенный из Добромыльского монастыря; алтари в боковых часовнях – Богородицы (в северной) и Сердца Иисуса (в южной) с кон. XIX в. Их вырезал и рисовал василианин-самоучка М.Щурма. Амвон в виде пещеры уничтожен, а скульптура св. Онуфрия 1777 году хранится на чердаке.

Монастырь св. Онуфрия существовал до 1946, пока не был ликвидирован советской властью. Церковь св. Онуфрия использовалась музеем этнографии и художественного промысла как запасник фондов, от 1977 там находился Музей им. Ивана Федорова.

В церкви св. Онуфрия похоронен Иван Федорович (Федоров), который в 1574 году издал во Львове “Апостол” и “Букварь”, начав ими украинское книгопечатание. Погребальная таблица Ивана Федоровича сохранялась до 1883, а в 1977 здесь открыли Музей им. Ивана Федорова (существовал до 1989 г.) – филиал Львовской картинной галереи (Львовская галерея искусств). Монастырь св. Онуфрия во Львове был столицей галицкой Провинции Василианского Ордена.

В 1989 году монастырь с церковью вернули законным владельцам. В 1990-1991 гг. обновлено интерьер церкви. Художники Ярослав Заяц и Иван Волос на основании раскрытых художником-реставратором Ярославом Мовчаном зондажей реставрировали затертые стенописи Иосифа Баллы. В 1993 году в окнах пресвитерия устроили два витража “Симеон Богоприимец” и “Жертва Авраама” (А.Воробей, Юрий Бак, Барановский). В 1999 году на лестнице к церкви устроили кованые из металла перила, работы Олега Боньковского, которые являются произведением искусства высокого профессионального уровня.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

Категории: Культовые сооружения,Фортификации Львова

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X