Бывший кинотеатр “Киев”

В доме на ул. Т. Шевченко, 8 действовал кинотеатр с изменением названий и владельцев: “Фрашку” (1912), “Штука” (1913), “Кинотофон Эдисона” (1913-1915), “Кинотеатр Красного Креста” (1915-1919), “Химера “(1919-1940),” Стахановец “(1940-1941),”Киев” (с 1944). В 2000-х гг. здесь время от времени демонстрируются арт-хаусные фильмы. Часть помещений сдается в аренду.

История

“Фрашку” (“Fraszka”), 1912

5 декабря 1912 года было открыто кинотеатр “Фрашку” со зрительным залом на 300 мест. Дом, в котором в 1912 году разместился этот кинотеатр был построен фирмой Ивана Левинского, проект интерьера зала выполнил Альфред Захаревич. Владелицей этого кинотеатра была сначала Евгения Сельская, а впоследствии – Михалина Роман, которая имела конфликт с городскими властями из-за размещения световой рекламы над кинотеатром без разрешения.

“Штука” (“Sztuka”), 1913

В 1913 году новым владельцем кинотеатра стал Йоахим Шаль, а сам кинотеатр был переименован в “Штука” (“sztuka” – с пол. “Искусство”).

“Кинетофон Эдисона”, 1913-1915 гг.

В 1913 году в помещении “Штуки” начал свою работу кинотеатр “Кинетофон Эдисона”, который действовал до 1915 года. В своей деятельности это заведение использовало технику, сконструированную Томасом Эдисоном – кинетофон. Учредило этот кинотеатр Польское общество кинетофону Эдисона. Основой целью деятельности филиала этого общества во Львове было распространение использования аппарата Эдисона в Галичине и Буковине. Кинетофон Эдисона – инновационный прибор, который комбинировал кинопроектор с фонографом, создавая прецедент раннего звукового кино. Руководителями кинотеатра были: директор банка во Львове Герман Фельдштайн, директор Большого городского театра во Львове (теперь ул. Свободы, 28) с 1906 года, a перед тем некоторое время был также директором театра Скарбка (теперь ул. Леси Украинки, 1) Людвик Геллер (Heller), “владелец концертного бюро во Львове” Максимилиан Тюрк. Вкладчиками заведения было 10 человек (из них 3 адвоката, один из которых работал в Кракове). Капитал учреждения на открытии составил 150 тыс. крон. Это была довольно большая сумма (для сравнения: другой кинотеатр “Народный кинотеатр” (“Kino Ludowe») на 1913 году – год открытия – имел капитал на сумму 20 тыс. крон).

К тому времени “Kinetofon Edisona” фактически был единственным кинотеатром, который пользовался кинетофоном Томаса Эдисона. Кинетофон делал возможным синхронный просмотр и добавление звука к нему, который звучал из граммофона. Такая новинка пришлась по вкусу львовянам. Конечно, качество звука біло плохое, но это не было препятствием для интереса львовян. Это был своеобразный предшественник звукового кино. Первым фильмом, который демонстрировали в этом кинотеатре, была лента “Галька”. Это был фильм, который зафиксировал на киноленте одноименную оперу польско-белорусского композитора Станислава Монюшко, созданную в 1848 году. Лента была снята в 1913 году польской студией “Космофильм”. Фильм получил большое внимание из-за звукового сопровождения, а также принимая во внимание тот факт, что он был польского производства. В кинотеатре демонстрировали и другие снятые оперы. Кроме этого, происходили также показы и немых фильмов.

“Кинотеатр Красного Креста”, 1915-1919 гг.

В 1915 году кинотеатр перешел в собственность общества “Красного Креста” под названием “Кинотеатр Красного Креста”, и действовал до конца Первой мировой войны. Значительную часть своих доходов этот кинотеатр отдавал на благотворительность.

Во время Первой мировой войны здесь перед сеансами часто демонстрировали новости с фронта, как, например, 2-4 января 1917 года это происходило перед фильмом “Бедная Мария”. А 2-5 марта 1917 года здесь демонстрировали фильм “Княжа кровь”, а также военный еженедельник (хронику военных событий за неделю).

“Химера”, 1919-1940 гг.

После окончания Первой мировой войны кинотеатр был переименован в “Химера”, хотя общество “Красный Крест” и в дальнейшем оставалось его владельцем (до сер. 1930-х). Руководителем кинотеатра был Эмиль Микульский, который впоследствии стал его владельцем. “Химера” был одним из лучших кинотеатров города, здесь часто происходили премьеры фильмов во Львове.

Иногда в “Химере” киносеансы были посвящены определенной тематике и сопровождались лекциями. Так, 7 мая 1933 года здесь прочитал лекцию Шарль Сингевин, преподаватель Львовского университета им. Яна Казимира, о творчестве французского режиссера Рене Клера на французском языке, также было показано его фильм “Свободу нам!», снят в 1932 году. Съемки этой ленты происходили фактически без сценария, и актерам была разрешена импровизация. Билет на эту импрезу стоил 75 грошей.

В мае 1933 года в кинотеатре “Химера” состоялся третье мероприятие, организованное киноклубом “Авангард”. В рамках мероприятия был организован просмотр авангардных фильмов (авангардным тогда часто называли то, что связано с социалистическими идеями). Варшавский киноклуб “Старт” предоставил копии кинокартин: “Индустриальная симфония” голландского режиссера Йориса Айвенса, “Сентиментальный романс” советского режиссера Сергея Эйзенштейна и польский авангардный фильм “Европа” Стефана Темерсона. Их показ состоялся 26 мая.

В 1937 году на фасаде кинотеатра было установлено неоновую рекламу.

На 1939 год владельцем “Химеры” был Эмиль Микульский. В свое время кинотеатр был средней успеваемости.

“Стахановец” (1940-1941)

В 1940 году советская власть переименовывает “Химеру” на “Стахановец”. Под этим названием кинотеатр действовал до прихода во Львов немецких войск.

“Киев” (с 1944)

С 1944 года кинотеатр действует под названием “Киев”. Здание кинотеатра испытало значительные разрушения во время Второй мировой войны и нуждалось в ремонте. В 1944-1945 гг. был временно непригоден для кинопоказов.

20-30 мая 1952 года в кинотеатрах “Киев” и “Кинотеатр им. Леси Украинки” (пл. Мицкевича, 6/7) состоялся кинофестиваль “Сталинская дружба народов”, в рамках которого впервые были продемонстрированы художественные фильмы «Клятва» (Тбилисская киностудия, 1946), “Тарас Шевченко” (Киевская киностудия художественных фильмов, 1951), “Кавалер золотой звезды” (Мосфильм, 1950), “Свет в коорд” (Ленфильм, 1950), “Далекая невеста” (Ашхабадский киностудия, 1948), “Щит Джургая” (Тбилисская киностудия, 1944).

В советский период кинотеатр был популярным, принадлежал к категории кинотеатров, где демонстрировали новейшие киноленты во Львове. В 1966 г. в “Киеве” работало 31 человек. В зрительном зале было 351 место, и работал он 360 дней в году со средним количеством сеансов 7,5 в день. В 1966 году кинотеатр перевыполнил план работы – в течение этого года его посетило 808,171 зрителей, а в 1989 году – 506,920 (всего населения Львова, согласно переписи 1989 года, составляло 787 тыс.). Количество зрительских мест в 1989 году уменьшилось до 304. В 1990г. кинотеатр работал 30 дней в месяц, и в нем происходило в среднем 8,4 сеанса в день.

По состоянию на 2010 год кинотеатр общей площадью 383 м2 имеет 300 зрительских мест. Здесь иногда демонстрируются ленты направления арт-хауc (альтернативное направление в киноискусстве) – впрочем, нечасто, в связи с недостаточным количеством зрителей (мин. количество 5-6). Посещаемость кинотеатра низкая.

Интерьер кинотеатра сохранен в первоначальном виде со времени его основания. На 1-м этаже кинотеатра некоторую площадь отдано в аренду частным предпринимателям. Здесь проводятся конференции, рок-концерты и фестивали.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Бывшие кинотеатры

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X