Большая городская синагога

Городская синагога, называемая Великой, перестала существовать 1943 года. Сегодня на ее месте свободная площадь с протрассирован фундаментами. Разрушена синагога была построена 1801 в класицистичному стиле на месте готической с 1555 года. Две полуциркульные арки, через которые сегодня можно попасть на площадь с улиц Староеврейской и Братьев Рогатинцев, – это сохраненные входы в синагогу. Композиционно-пространственной структурой городской синагога была подобна пригородных.
История

1320 – построена деревянная синагога
1407 – ремонт крыши древней синагоги
1527 – пожар древней городской синагоги
1530-1555 годы – строительство готической синагоги
1797 – разобран готической синагогу
1797-1801 годы – построено синагогу в класицистичному стиле
1878 – восстановительные работы (реконструкция крыши) по проекту Михаэля Ґерля
1910 – реконструкция лестничной клетки на женские галереи по проекту архитекторов Юзефа Сосновского (Józef Sosnowski) и Альфреда Захаревича (Alfred Zachariewicz)
1943 – синагогу взорвали нацисты
1970-е годы – археологические раскопки на месте синагоги и трассировки ее фундаментов

Древнейшая городская синагога Львова была деревянной. Она стояла на месте каменные № 29 на улице Федорова, о чем свидетельствовали найденные балки с еврейскими надписями и запечатлен датой ее возведения – 1320 год. Согласно привилегией Казимира III от 1367, городские иудеи приносили присягу на дверях синагоги. В записях Книги расходов во годом 1407 записано, что на нужды синагоги дали 15 грошей на кровлю и дерево на отопление, 8 денег на платвы. Из этих записей следует, что, очевидно, ремонтировался крыша синагоги, и дерева опал было предназначено для теплой синагоги, которая находилась в отдельном помещении главной синагоги. Стояла она на свободном участке и требовала ограждения. 5 июля 1456 львовский еврей Аарон (Aaron) поручился лично поставить забор с двух сторон синагоги. Городская деревянная синагога сгорела 3 июня 1527 в катастрофической для Львова пожара, о чем указано в “Описании пожара” в городских книгах.

1555 в центре появилась каменная синагога. Ее возвели на другом месте, потому что участок, на котором стояла деревянная синагога, была зажата жилой застройкой. Поэтому каменную поставили на площади у самой крепостной стеной, рядом с городским арсеналом и сапожных башней. До 1606 года это каменная синагога выполняла роль Великой городской. Как она выглядела – неизвестно, но найденные во время раскопок каменные фрагменты свидетельствуют, что это была готическая постройка. Львовский архитектор Януш Витвицкий (Janusz Witwicki) на пластической реконструкции Львова городскую синагогу воспроизвел характерной готической постройкой – с высокой крышей и фасадом.

Так что эта синагога была небольшой – в начале XVII в. роль крупной городской синагоги перешла в частную синагоги Нахмановича – “Золотой Розы”. Готическая синагога действовала почти 250 лет. Ґубернияльним декретом 1797 ее приказали разобрать, мотивируя давности, а, очевидно, и неутешительным состоянием. Кроме того, она была очень маленькой. Поскольку синагога “Золотая Роза”, которую называли “большой”, была также уже недостаточной, 1799 году общине на месте разобранной древней синагоги начала возводить новую, значительно большую святыню, строительство которой завершили 1801. К ней, кроме различных ценных вещей (серебряные подсвечники, короны Торы, щиты, лампы и т.д.) перенесли также ценные художественные произведения (рубленые рефлекторы, фонари, пауки, ткани).

Новая городская синагога занимала большую парцел между улицами Братьев Рогатинцев и Древнееврейской и закрывала квартал в его восточной части, исходя восточным фасадом на улицу Заарсенальну (Арсенальная). Время между ней и арсеналом стояли два деревянных дома, фасадами повернуты в арсенал; в одном из них находился госпиталь.

После того, как 1801 к нововозведенной синагоги кагал перенес клейноды, хранившиеся в синагоге Нахмановичей, она стала главной городской синагогой.

Уже в начале 1860-х годов здание требовала ремонта. Строительное дело доносит историю реставрации Великой городской синагоги. Общество под руководством Юзефа Мерера (Józef Mehrer) и Герша Эттингера (Hersch Ettinger) было обязано изготовить проект на ремонтные работы с заменой кровельных конструкций и гонтовая покрытия на огнеупорное жестяное. 1872 проект разработал архитектор Михаэль Ґерль (Michael Gerl). Городская власть обязала также общину направить мостовую вокруг Городской синагоги, который, как подает документ, был в таком состоянии, что не только препятствовал переходить, но и угрожал жизни, а из-за неисправности коммуникаций во время дождя образовывались огромные лужи. До реконструкции синагоги вернулись только 1878.

В 1910 году по проекту Юзефа Сосновского (Józef Sosnowski) и Альфреда Захаревича (Alfred Zachariewicz) было проведено реконструкционные работы лестничной клетки; тогда над ней устроили новый, повышенный крышу и домурувалы лестничные марши на женские галереи.

Городскую синагогу вместе с “Золотой Розой” взорвали нацисты осенью 1943 года. При благоустройстве территории в 1970-х годах на месте уничтоженной синагоги провели археологические раскопки, во время которых раскрыли части пивных предыдущей синагоги и нашли фрагменты белокаменных элементов, в частности пизньоґотичний портал с сохранившимися следами полихромии. Работы завершились трассировкой фундаментов синагоги 1801.
Архитектура

Городская синагога занимала целую строительную парцел между улицами, из-за чего в плане имела неправильный прямоугольник. Ее глыба состояла из неправильного квадратного молитвенного зала и вытянутых вдоль западной стены двухъярусных галерей над пулишем. В узкой части между западной стеной синагоги и предельной стеной соседнего дома были устроены три лестничные марши, ведущие к женским галерей и других синагогальных помещений. Входы в этой части были организованы с улиц Боимов (Древнееврейской) и Собеского (Бр. Рогатинцев). К молитвенного зала вход вел с Боимов через пулиш. В пространственно-композиционном решении синагоги два традиционных синагогальные объемы соединялись в монументальную глыбу, которую окружал венечный карниз с фризом и покрывал общий трисхилий крышу. Фасады подчеркивали архитектонику сооружения. Стены молитвенного зала были членящие пилястрами на три поля, каждое из которых имело удлиненное высоко расположено полуциркульным окно и круглое над ним. Оконные проемы украшали пилястры и архивольты. Вот восточного фасада подчеркивала бленда. Западная часть с женскими молельня отличалась двумя ярусами окон. Женщинам были отведены две галереи над пулишем. Мужской молельный зал этой синагоги была такая же планировочно-пространственную структуру, как и Пригородная – четыре граненые колонны делили сводчатое перекрытие на девять равных полей. Центральное поле свода, под которым располагалась бима, имело форму паруса. Архитектурный выстр синагоги отвечал господствующему тогда класицистичному стиля. Интерьер был наполнен резьбой, стены имели традиционные росписи. Пышно декорирован Арон гаКодеш освещало круглое окно. При западной стене молитвенного зала, к северу от главного входа, располагался Нед Томид – ниша с вечным огнем.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X