Армянский кафедральный собор (Собор Успения Пресвятой Богородицы)

Памятник находится в пределах старого центра города – средневекового города в стенах, на территории Ансамбля исторического центра, внесенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В ансамбль Армянского собора относятся: Армянский собор, колокольня, дворец армянского архиепископа, армянский банк, монастырь армянских бенедиктин, памятная колонна Св. Христофора и алтарь “Голгофа”.

История

Архитектурная доминанта улицы Армянской, входит в ансамбль Армянского собора, который включает в себя несколько сооружений. К ним относятся: Армянский собор, колокольня, дворец армянского архиепископа, армянский банк, монастырь армянских бенедиктинок. На территории ансамбля находятся также памятная колонна Св. Христофора (1726 год) в честь Кшиштофа Августиновича, председателя армянского суда и основателя восстановления святыни 1723 года и алтарь “Голгофа”.

Три двора – южный и северный (монастырский) выложены старыми армянскими могильными плитами, и восточный (Христофоровый). С восточного двора на южный и северный проводят барочные ворота. С восточного двора сквозной проезд ведет к ул. Леси Украинки. На арке прохода дата “1779” – время восстановления сооружений после пожара 1778 года.

Армянский собор построен в 1363-1527 гг. Хроника строительства, что растянулось более чем на века, включает несколько основных периодов:

1356-1363 гг. – построена самая старая часть храма. Архитектор Доринг (Дорки или Доре), при участии армянских мастеров;
XV в. – возведены боковые апсиды;
1437 – построено галереи-аркады;
1630 – построена центральный неф. Архитектор Войцех Альберт Келяр;
1671 – на месте северной аркады появилась Захрыстия;
1723-1726 гг. – реконструкция интерьера;
1908 – пристроен притвор от ул. Краковской, архитектор Франтишек Мончинский;
1908-1920 гг. – реставрация;
1925 – реставрация;
1926-1929 гг. – росписи в интерьере (Ян-Генрик Розен)

На кладбище сохранились хачкары (армянские вотивные кресты), датированные XVI-XVIII вв., и деревянная часовня «Голгофа» (XVIII в.), в галерее – барельефы XIX в.

Армянский кафедральный собор, один из древнейших памятников Львова, построен в 1356-1363 гг. как церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Храм построен на средства армянских купцов Якова из Кафы и Фаноса с Гайсеранцу, Кесария Каппадокийского, строительными работами руководил архитектор Доринг (Дорки или Доре). Взяв за образец кафедру в Ани, архитектор конструктивно реализовал здание так, как строились галицкие храмы. Церковь представляет трехнефный четырехстолпный крестокупольный храм византийского типа.

За время своего существования собор претерпел много изменений, пристроек и перестроек.

Первой пристройкой стала в 1437 году аркада, что сохранилась с южной стороны собора. До XVII века. она окружала его с трех сторон.

В 1630 году достроено среднюю часть храма (неф).

Работы 1723 года придали зданию барочного вида. Ранее открытые каменные и кирпичные кладки стен с декоративной резьбой были заштукатурены.

В 1731 году с северной стороны пристроили ризницу. Последняя реставрация, начатая в 1908 году по проекту Францишка Мончинской и продолжена в 1920-е гг., значительно изменила сооружение. Тогда к западному фасаду от ул. Краковской достроены помещения, заново декорирован интерьер. Реставрационные работы, прерванные первой мировой войной, тянулись до 1930-х гг.

Архитектура

Памятник архитектуры национального значения согласно постановлению Совета Министров УРСР № 970 24 августа 1963 года. Охранный номер 318/1.

Армянский собор – каменный, трехнефный, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами и одним куполом. На перекрестке нефа и трансепта поднимается двенадцатигранный барабан, завершенный палаточной крышей. Сооружение каменное с ломаного камня, облицованного каменными плитами. Из таких же плит было сделано кровлю, в настоящее время находится под жестяной крышей. Купол, над которым поднимается двенадцатигранный барабан, имеет ребра, выложенные из отопленных глиняных горшков.

Армянский собор состоит из трех разных по времени частей. Самая старая – алтарная часть, собственно, это церковь, возведенная в XVI в., происходит с XIV в. Центральная, возведенная в 1630 году по проекту архитектора Войцеха (Альберта) Келяра. Самая новая – притвор, построенный с запада по проекту 1908 года архитектора Францишка Мончинского.

Старая часть собора прямоугольная в плане, с тремя полукруглыми апсидами, трехнефная, четырехстолпная, крестовая. С севера к ней пристроена Закристия, с юга – открытая галерея с крестовым сводом. Центральная часть также прямоугольная в плане, перекрыта по деревянным балкам, в западной части размещены хоры. Западный притвор – самая новая часть – граненная в плане.

Внешне храм украшен каменной резьбой, особенно апсиды и барабан купола. Стены – гладкие, прорезанные окнами, обрамлены резным орнаментом.

Основные габариты сооружения: ширина 21,90 м, длина – 51,70 м, высота – 17,40 м.

На северной стене собора есть две мемориальные доски: Юзефу Жулинскому и Каролю Микуле.

В интерьере Армянская церковь богато отделанная мозаикой и живописью на религиозные сюжеты, а также орнаментальными росписями на мотивы, что заимствованы из армянских старопечатных книг.

Старейшая алтарная часть простирается от апсиды к амвону. На арках и столбах этой части вырезаны в камне, мраморе и алебастре малые вотивные армянские кресты – хачкары, которые происходят с ХIV-ХV вв. С этого времени происходят также уникальные фрески конца XIV – начала XV в. на оконных фрамугах южной стены, выполненные в византийском стиле.

На фресках в мандорле неба изображение Христа, благословляющего стоячих с обеих сторон апостолов – Св. Иоанна Богослова с Прохором и Якова с Компостелли, у ног которого изображена фигурка ктитора (основателя), что стоит на коленях.

На одном из четырех столбов, поддерживающих купол, сохранились две наложенные друг на друга фрески ХV в., под которыми размещена надгробная плита жены Христофора Августиновича – Анны.

В 1912-1913 гг. за картонами Юзефа Мегоффера (проект 1912 года) украшен купол собора модернистской мозаикой “Святая Троица”, арочные ниши сводов – венецианской мозаикой. Мозаику по картонами Юзефа Мегоффера выполнила фирма Джианезе из Венеции. В концепции мозаики “Св. Троицы” обращает на себя внимание смелая иконографическая инновация. Бог-Отец представлен по пояс, с длинными седыми волосами, в плаще усеянном звездами, держит тело замученного Христа, которое поддерживают ангелы. На фоне его головы светится золотой треугольник. Огромный голубь Святого Духа присел на его правом плече. В парусах сводов Св. Троицу окружают архаично и ориентально стилизованные Ангелы, выполнены также в мозаике.

По проекту Витольда Минкевича в 1927-1929 гг. выполнен большой алтарь, амвон и полуциркульную в плане балюстраду.

В этой части собора особого внимания заслуживает настенная живопись в стиле арт деко кисти польского художника Яна Генрика Розена, выполненная в 1927-1929 гг. Первый сюжет представляет Поклон вифлеемских пасторов, второй – в апсиде за большим алтарем – Тайную вечерю, третий – справа за епископским троном – Распятие Христа.

В этой части святилища сохранилось вмурованное в стену надгробие патриарха Армении Стефана V (умер в 1551 году), который находится с левой стороны от двери до закрыстии. Это надгробие является старейшим памятником готической резьбы во Львове. С этого времени происходит вмурованный с левой стороны алтаря баптистериум (крестильница).

Центральная часть перекрыта полуциркульным сводом, имеет украшенный резными кассетонами полихромный потолок (нач. ХХ в.). Стены этой части собора покрыты настенной живописью Яна Генрика Розена, в котором доминируют сакральные мотивы. К ним относится Похороны Св. Одилона (южная стена нефа), аббата бенедиктин, патрона умерших душ. Образ представляет призраков духов, которые участвуют в его похоронах.

На северной стене нефа изображены сюжеты Благовещения и Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, а также сюжеты с фигурами Св. Блажея, Св. Дионизия, Св. Пантократора, Св. Кирияк, Св. Екатерины. На южной стене нефа, кроме похорон Св. Одилона изображены Св. Георгий, Св. Христофор, Св. Идзи, ветхозаветные пророки, Св. Евстафий, Св. Вит, Св. Эразм и Композиция со сценами из Ветхого и Нового Завета.

Три витражи центральной части также выполнены по проекту 1926 года Яна Генрика Розена. С обеих сторон арки, что ведет к алтарной части находятся иконы XVII века.: Св. Георгий Просветитель Армении и Пресвятая Богородица с Младенцем. На северной стене свода трансепта вмурованная эпитафия с бюстом армянского архиепископа Исааковича И.Я. (1824-1901).

Купол третьей новейшей части собора также украшен венецианской мозаикой по проекту 1912 года Юзефа Мегоффера.

Значительную художественную ценность представляют скульптурные группы XV в. – “Уверование Фомы” и “Св. София с дочерьми”, вделаны в северную стену собора, которые происходят, вероятно, из древнего армянского кладбища, находившегося во дворе собора. Армянские надгробные плиты (хачкары XVII – XVIII вв.) с этого же кладбища также вмурованные (при реставрации 1927-1929 гг.) в стены собора. Такие же плиты также во дворе у церкви, на территории бывшего кладбища Армянской церкви.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Категории: Культовые сооружения

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

wpDiscuz
X